Светлана Юрьевна Шашина
Становление музыкальных способностей у дошкольников при помощи использования на занятиях музыкально-дидактических игр
▼ Скачать +Заказ
«Становление музыкальных способностей
у дошкольников при помощи использования
на занятиях музыкально-дидактических игр»
1. Условия возникновения и становления опыта
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико.
Публикация «Становление музыкальных способностей у дошкольников при помощи использования на занятиях музыкально-дидактических игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Темочки
Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного.
Большое место отводится музыке в дошкольных организациях. Она звучит на музыкальных занятиях, и в самостоятельной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяю музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
2. Актуальность и перспектива опыта
Основная задача музыкального руководителя - приобщить дошкольника к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности дошкольников, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать и воспитать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.
В современных условиях музыкальному руководителю необходимо владеть информацией, осваивать современные технологии воспитания, обучения и развития дошкольников.
Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр.
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, при котором игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме слышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных формах работы с дошкольниками. Это непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.
3. Теоретическая база опыта
Игра – это самый увлекательный вид деятельности в детском саду. В процессе игры у ребёнка формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности.
В ООП ДО отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр – научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.
А цель применения музыкально-дидактических игр, по мнению О. П. Радыновой, Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. в пособии «Музыкальное воспитание дошкольников» – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
«Решение сенсорных задач, – как пишет Н. А. Ветлугина, – возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки». Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.
Дети активно откликаются на музыкально-дидактические игры, потому что они всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр.
Как показывает практика работы с детьми, систематическое применение музыкально-дидактических игр и пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Музыкально-дидактические игры должны быть простыми и доступными для детей, разнообразны по содержанию и красочно оформлены. Тогда у детей появляется желание участвовать в занятии (петь, слушать, играть, танцевать). Такие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Музыкально-дидактические игры представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на следующие дидактические принципы: воспитывающее обучение, научность, доступность и наглядность преподнесения осваиваемого материала, закрепление знаний, умений и навыков, музыкальная активность детей, связь музыкального воспитания с жизнью и интересами детей.
Одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, но я думаю, что можно классифицировать игры именно по их возможностям в развитии музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Э. П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:
1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т. д.
2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т. д.
3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т. д.
4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко- тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т. д.
Все музыкально-дидактические игрыразделяются на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.
Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать музыкальные игры именно по этому основанию – их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
Игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведений, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные и хороводные). Например, настольные игры на узнавание произведения.
Для развития ладового чувства могут использоваться и подвижные игры (сюжетные и несюжетные, в которых дети должны согласовывать движения (действия персонажей) с характером музыки, сменой жанров, частей произведения.
Хороводные игры также могут быть средством развития этой способности. Дети прислушиваются к пению друг друга, оценивают правильность воспроизведения мелодии голосом.
Нельзя забывать и об игровых моментах: они поддерживают интерес к деятельности, содействуют эмоциональной отзывчивости на музыку.
Таким образом, развитие этой способности предполагает сочетание различных методов (зрительной, слуховой наглядности, слова и практических действий).
Игры для развития музыкально-слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Поскольку в формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют моторика, интеллектуальные, зрительные представления, опора на восприятие мелодии, для развития этой способности используются музыкально-дидактические игры, моделирующие отношения звуков по высоте, направление движения мелодии и включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. При этом все методы (наглядный, словесный, практический) могут применяться в сочетании друг с другом.
Возникновению первоначальных представлений о высоте звуков способствует зрительная и слуховая наглядность во взаимосвязи со словом. Примерами таких пособий могут быть попевки из «Музыкального букваря» с показом картинок, музыкальная лесенка, разнозвучащие колокольчики.
Осознание направления движения мелодии предполагает связь интеллектуальных, слуховых, зрительных, двигательных представлений в опоре на восприятие мелодии.
Поскольку развитие способности музыкально-слуховых представлений требует слуховой сосредоточенности, воспроизведения мелодии голосом или на музыкальном инструменте, использование подвижных игр исключается. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются настольные и хороводные игры.
Игры для развития чувства ритма основаны на способности активно (в движении) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить (хлопками, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.
Так как чувство ритма наряду с ладовым чувством образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные, хороводные). Подвижные игры могут быть и сюжетными, и несюжетными.
Большими возможностями в развитии способности чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся на протяжении музыкального произведения.
Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма - должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр.
4. Новизна опыта
Систематизация полученных знаний позволяет взглянуть на изучаемую проблему по-новому. Музыкально-дидактические игры являются одним из наиболее доступных средств познания музыки, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка. Внедрение передового опыта современных педагогов в данном контексте позволяет решать задачи развивающего обучения. А создание проблемных ситуаций в ходе проведения музыкально-дидактических игр позволяет детям самостоятельно получать знания. Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную игровую деятельность, как средство музыкального общения и развитие ребенка.
Цель моей работы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
1) Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности;
2) Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе;
3) Развивать музыкальную грамотность педагогов посредством профессионального взаимодействия;
4) Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
5. Технология опыта
В начале каждого учебного года мною проводится мониторинг уровня развития музыкальных способностей для того, чтобы в дальнейшем грамотно дифференцированно спланировать свою работу, а именно, подобрать и включить в образовательную деятельность необходимые музыкально-дидактические игры. В конце учебного года провожу сравнительную диагностику, чтобы выявить результаты работы.
На основе диагностических данных я составляю перспективное планирование использования музыкально-дидактических игр для детей ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности.
С детьми, которые показали низкий уровень развития музыкальных способностей, я провожу индивидуальную работу. Также ведётся работа с воспитателями групп, которые в свободной деятельности используют рекомендованные мною музыкально-дидактические игры. В первую очередь я консультирую воспитателей о примерном содержании центров музыкально-художественной деятельности для каждой возрастной группы соответственно ФГОС.
Образовательную деятельность я строю с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и провожу по заранее намеченному плану. При этом принимаю во внимание то, что содержание и структура должны быть интересными, с использованием разнообразных игровых приёмов, помогающих детям воспринимать песню, музыкальное произведение, понять основы музыкальной грамоты. Применение музыкально-дидактических игр и пособий даёт возможность провести образовательную работу наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требование программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а также в области слушания музыки. Занятия с играми отличаются оригинальностью, самобытностью, стимулируют творческую инициативу детей, повышают интерес, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию – а это важные факторы в развитии личности ребёнка. Таким образом, музыкально-дидактические игры носят полифункциональный характер, их можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребёнка.
Использовать дидактические игры в образовательной деятельности я начинаю с трёхлетнего возраста. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий: «Птица и птенчики», «Чудесный мешочек», «Подумай и отгадай», «Кто в домике живёт?».
В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также технические средства обучения. Ярко оформленный дидактический материал вызывает у детей особый интерес и желание с ним заниматься. Поэтому при создании дидактических игр и пособий учитываю и этот фактор. Большую помощь в изготовлении пособий и игр оказывают педагоги и родители. И благодаря этому тесному сотрудничеству дидактический материал постоянно обновляется и пополняется не только в музыкальном зале, но и в музыкальных центрах разных возрастных групп.
Специалисты-музыканты выделяют три вида музыкальных способностей:
- ладовое чувство,
- музыкально-слуховое представление,
- чувство ритма.
Зная, что ладовое чувство проявляется при восприятии музыки, как эмоционально переживание, прочувствованное восприятие, для его развития я использую игры и пособия, которые способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра: «Угадай мелодию», «Что делают в домике?», «Разноцветные кубики», «Три цветка», «Город разного настроения» и др.
Музыкально-слуховое представление включает в себя память и воображение, это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Игры и пособия для развития этой способности связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. В своей работе я использую музыкальные лесенки, набор разнозвучащих колокольчиков, выкладывание на нотном стане кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии. Это такие игры, как «Музыкальное лото», «Три медведя», «Кого встретил колобок?», «Три поросёнка», «На чём играю?» и др.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Для развития этой способности я использую игры и пособия, связанные с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений: «Научи матрёшку танцевать», «Весёлый дождик», «Весёлые ладошки у нашей куклы-крошки», «Осенний паровозик».
Для удобства использования музыкально-дидактических игр в работе создала картотеку музыкально-дидактических игр в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей.
В своей практической деятельности также делаю акцент и на развитие творческих способностей. Для развития воображения и фантазии я включаю в образовательную деятельность такие игры как «Музыкальная тропинка» (развитие элементарных ритмических импровизаций, «Музыкальный магазин», «Музыкальный телефон» (развитие песенного творчества).
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Знакомство детей с новой игрой происходит во время музыкальных занятий. Я знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считаю одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей. Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Впоследствии дети самостоятельно играют, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.
Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар. Поэтому планирую различные формы работы с воспитателями по развитию их музыкальной грамотности и музыкальной деятельности детей. Систематически провожу беседы, консультации, во время которых воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр, получают советы и рекомендации по проведению игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать игры в группе, на прогулке; показ открытых музыкальных занятий.
Я считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей.
Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей, помещая материал на информационные стенды и в папках-передвижках, а также на родительских собраниях. Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. С целью выявления условий музыкального развития ребёнка в семье в начале учебного года я провожу анкетирование родителей во всех возрастных группах. Исходя из анализа анкетирования, провожу индивидуальные беседы по проблемам музыкального развития детей, в родительский уголок располагаю консультации, папки-передвижки для систематического музыкального просвещения родителей, где также знакомила их с достижениями ребёнка в развитии музыкальных способностей, об опыте музыкального развития, накопленным ребёнком в детском саду.
Также приобщаю родителей к совместной музыкальной деятельности: подготовка и участие в праздниках и развлечениях, совместные работы на тему «Рисуем музыку».
Стало традицией проведение совместно с родителями Дня Матери, новогодних утренников, праздника мам и бабушек, весеннего и осеннего праздников.
В течение учебного года предлагала родителям посетить занятия по музыкальному развитию. Это даёт возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей.
Работу с воспитанниками всегда организую через следующие формы:
• НОД (музыкальные занятия);
• самостоятельная музыкальная деятельность детей;
• музыка в повседневной жизни и на праздниках.
НОД - основная форма организации, в которой решаются задачи формирования музыкальных способностей детей. Все виды НОД (индивидуальные, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и интегрированные) применяются и варьируются в зависимости от тематики, возраста и уровня развития музыкальных способностей детей.
Содержание и структура НОД должна быть вариативна и интересна, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты. Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся в НОД, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, что способствует развитию ладового чувства. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, применяем музыкально-дидактических игры, которые дают возможность детям несколько раз прослушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме. Такие игры, как «Три танца», «Песня. Танец. Марш», «Три марша» способствуют расширению представлений у детей о жанрах музыки. Помогают в развитии умения узнавать знакомые произведения следующие музыкально-дидактические игры: «Наши песни», «Волшебный телевизор»,
«Назови композитора», «Волшебный волчок» и др. Для того, чтобы совершенствовать навык различения характера музыки у воспитанников используются игры «Солнышко и тучка», «Три цветка», «Зайцы», «Что делают дети?» и др. С помощью таких игр, как «Море», «Нарисуй песню», «Цвет – настроение», «Какую линию выбрать?» дети могут выразить характер музыки не только через цвет, но и даже посредством графических линий.
Большое внимание в своей работе я уделяю развитию у детей музыкально – слуховых представлений, связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Способствуют совершенствованию умения различать направление мелодии следующие игры: «Лесенка», «Ступеньки», «Ученый кузнечик», «Матрешка шагает» и т. д. Помогают детям научиться различать высоту двух и более звуков игры «Сколько нас поет?» «Три поросенка», «Музыкальное лото», «Птица и птенчики», «Курица и цыплята», «Курицы» и др. А с играми «Кого встретил колобок?», «Кто поет?», «Три медведя» у детей быстрее развивается понятие о регистрах. Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного слуха помогают в развитии и певческих навыков, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Например, для чистого интонирования очень часто нами используются игры, основанные на певческом материале Н. Ветлугиной «Музыкальный букварь» («Качели», «Часы», «Труба», «Бубенчики», и т. д.).