Моденова Галина Николаевна
Обобщенный опыт работы «Детское волонтерское движение»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщенный опыт работы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации г. Тулы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №34» (дошкольное отделение «Крохи»)
Обобщённый педагогический опыт работы воспитателя Моденовой Галины Николаевны
Тема:
«Детское волонтерское движение»
Публикация «Обобщенный опыт работы „Детское волонтерское движение“» размещена в разделах
Содержание ИПМ:
ИПМ 1 сведения об авторе
ИПМ 2 условия формирования опыта
ИПМ 3 теоретическая интерпретация опыта
ИПМ 4 содержание опыта
ИПМ 5 дидактический материал
ИПМ 6 результативность
ИПМ 7 приложение
ИПМ 8 литература
ИПМ 1
Сведения об авторе
Моденова Галина Николаевна Имеет общий педагогический стаж более 30 лет. За период работы проявила себя как педагог, обладающий высоким уровнем профессионального мастерства, творческим подходом к решению педагогических задач, потребностью в профессиональном росте….
ИПМ 2
Условия формирования опыта
Опыт сформирован в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «ЦО №34» (дошкольное отделение «Крохи»).
На формирование опыта оказали следующие факторы:
• изучение методической литературы и периодической печати;
• личная заинтересованность данной проблемой;
• педагогические наблюдения нравственных и интеллектуальных качеств личности ребенка;
• посещение методических объединений;
• изучение опыта А. С, Выготского Альберт Бандура, Зигмунд Фрейд, Иван Петрович Павлов, Карл Роджерс, Курт Левин, Пиаже, Скиннер, Уильям Джеймс, Эрик Эриксон;
• накопление материала по данной проблеме;
• привлечение и активизация родителей в работе по развитию познавательных способностей через ИКТ
. В среде дошкольного сообщества волонтерство - как вид детского движения только начинает зарождаться.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи
Тема: Детское волонтерское движение : особенности организации, руководства, планирование работы.
Цель: выстроить систему работы волонтерского движения с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить нравственные ценности волонтерского движения для воспитания и развития детей 5-7 лет.
2. Определить содержание работы с детьми по волонтерскому движению.
3. Определить место волонтерского движения в системе воспитательно- образовательной работы группы.
4. Определить наиболее эффективные формы и методы работы по волонтерскому движению.
5. Определить оптимальные условия и объекты направленности волонтерского движения.
6. Выявить, просчитать возможные риски, найти способы решения проблем и описать их.
7. Систематизировать результаты работы и распространить личный опыт педагога.
Объекты: духовно-нравственное составляющая система воспитательно- образовательной работы ДОУ.
Предмет: Новый вид детской организованной деятельности.
Кадровое обеспечение
Работу по руководству, организации, планированию детского волонтерного движения осуществляет зам. директора по ДО Лукина О. Ю, методист Заботина Е. В. воспитатель Моденова Г. Н.
Программно-методическое и материалъно-техническое обеспечение
Организация и планирование детского волонтерного движения среди воспитанников старшего дошкольного возраста осуществляется в соответствии с Основной образовательной программой (новая редакция).
Материально-техническое обеспечение осуществляется в рамках необходимой образовательной среды для организации различных видов детской деятельности
в группе: познавательно-исследовательский продуктивный художественный вне группы: игровой
коммуникативный музыкально-художественный. Результатами детской деятельности может стать:
1. Продуктивная деятельность (изготовление масок, игрушек, подарков малышам).
2. Театрализованные представления.
3. Драматизация.
4. Концертная деятельность.
5. Иллюстрирование детских книжек.
6. Сочинительская деятельность и т. д.
Участники
1. МБОУ ЦО №34 «Крохи», «Колибри»
2. Воспитанники старшего дошкольного возраста
3. Родители (законные представители)
4. Воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, заведующая ДОУ
5. Подростковые клубы и детские движения
6. Дом детского творчества детей и подростков Центрального района. Предполагается вовлечь в реализацию опыта детей от 5 до 7 лет,
посещающих МБОУ ЦО №34 «Крохи» (26 человек, их родителей (законных представителей); детей младшей, средней группы.
Ожидаемые положительные результаты от внедрения опыта работы
Будет определено:
- содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста по волонтерскому движению;
- место волонтерского движения в образовательной деятельности ДОУ;
- максимально эффективные формы и методы организации деятельности волонтерского движения;
- новые объекты направленности добровольчества, в рамках возможностей ДОУ;
- систематизирован и обобщен личный опыт воспитателя
ИПМ3
Теоретическая интерпретация опыта
Задачи решаемые
В группе
>Способствовать формированию заботливого отношения к малышам, закрепить понятие слова «Заботливость»
>Продолжать формировать дружеские взаимоотношения, представления о товариществе, взаимовыручке и т. д.
>Закреплять умение договариваться, помогать друг другу в совместной деятельности.
>Формировать умение ограничивать свои желания, учить считаться с мнением окружающих
>Продолжать воспитывать волевые качества, учить преодолевать препятствия стоящие на пути к достижению цели переживание других. Поддерживать положительные, помочь преодолеть, облегчить отрицательные. Учить признавать равные права Вне группы
>Способствовать разнообразных форм вежливости
формированию словестной
>Закрепить умение понимать эмоциональное состояние по мимике и жестам, соотносить сове поведение и речевое общение с эмоциональным состоянием малышей
другим,
помогать
>Формировать умение доставлять радость
преодолевать
отрицательные переживания: пожалев, успокоив, предложив способ отвлечения Развивать умение замечать и понимать поступкам сверстников на участие в совместной
>Формировать умение справедливо и деятельности, выполнении ведущих ролей в доброжелательно оценивать поступки ней, защиту собственного мнения, других
ИПМ 4
Содержание опыта
Детское волонтерское движение «Забота»
Цель: Формирование нравственных основ личности в процессе участия старших дошкольников, в практической жизни детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
Сформировать общие первичные представления старших дошкольников о таких нравственных категориях как:
- добро;
- зло;
- честь;
- дружба;
- любовь;
- уважение;
- взаимовыручка.
Подвести детей к пониманию того, что оценивать допустимо только лишь поступки и дела сверстников, но не самого человека.
Сформировать умение видеть положительные и отрицательный проявления во взаимоотношении, желании совершать нравственные поступки, в том числе оказывать помощь слабым, малышам и т. д.
Закрепить понятие о доброте, сформировать понятие слова «Заботливость». Сформировать желание доставлять радость, удовольствие малышам, умение способствовать решению проблемных вопросов в жизни детей младшего дошкольного возраста. Развивать психо-эмоциональную культуру поведения и взаимоотношения детей с окружающим социальным миром.
Учить контролировать ход исполнения общего дела, управлять своими эмоциями, подчинять свои желания интересам коллектива, формировать навыки простейшей проектной деятельности.
Образовательные области
«Познание», «художественное творчество», «социализация», «труд», «безопасность», «коммуникация», «музыка»
Методические приемы
Беседы: «Все начинается со слова «Здравствуй»»,
«Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь», «Как мы можем позаботиться о младших», «Мы - защитники малышей», «Наши добрые дела», «Умнее тот, кто уступает», «Что значит быть добрым», «Я и мы», «Не жди, когда тебя попросят о помощи, помоги сам»,
«Гости в дом - радость в нем», «Кого мы назовем - хороший человек», «Как ты понимаешь слово заботливость».
Чтение:
Г. Сапгир «Самые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо- не вежливо», М. Плашковский «Уроки дружбы», Я. Аким «Яблоко», русская народная сказка, «Гуси-лебеди» А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник», Э. Шим «Брат и младшая сестра, «Не смей обижать»
.
.
.
ИПМ 5
Дидактический
материал
Нравственно этические игры
«Жизнь в лесу»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
КТО И ЗАЧЕИМ ПРИДУМАЛ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ?
В гости к детям приходит Незнайка, он не воспитан и плохо ведет себя. Никто из детей не хочет с ним играть, но он не понимает, по какой причине. Все говорят о правилах поведения, о которых Незнайка ничего не знает. Воспитатель обсуждает вместе с детьми несколько примеров из жизни Незнайки: он отправился в театр, ел в зрительном зале мороженое, испачкал соседей, во время спектакля ел конфеты и громко шуршал обертками, разговаривал с соседом; идя по улице, размахивал руками и задевал прохожих, бросил на тротуар обертку от съеденного мороженого; когда уходил из гостей* не попрощался с хозяевами, и они обиделись на него; когда взрослые разговаривали, он часто перебивал их, капризничал, и мама наказала его и т. п.
Почему же все окружающие были недовольны поведением Незнайки? Что такое правила поведения?
Какие правила поведения в общественных местах вы знаете?
Как вы будете вести себя в кинотеатре или театре?
Как вы будете вести себя в магазине?
Как надо вести себя в общественном транспорте?
Какие вы знаете правила поведения в парке, в лесу, на речке?
Что было бы, если бы правил поведения не существовало?
Мы говорили о том, какие правила поведения вам известны, а теперь давайте
обсудим вопрос, почему их надо выполнять? (Воспитатель предлагает
детям несколько ситуаций с различными правилами поведения и предлагает
детям порассуждать о последствиях несоблюдения правил поведения.)
Расскажите мне о том, как были нарушены правила поведения кем-то, и как
вы от этого пострадали? (Воспитатель делится с детьми ситуациями из
собственного опыта.)
Как вы думаете, кто придумал правила поведения и для чего?
Какие вы знаете книги, в которых рассказывается о правилах поведения?
Какие сказки, рассказы, стихи?
В завершение беседы воспитатель говорит:
Теперь вы поняли, почему никто не хотел играть с Незнайкой? Я думаю, что вы — вежливые и воспитанные дети, и окружающие будут только радоваться общению с вами. Не забывайте правила поведения и учите этим правилам других.
Беседа на тему «О дружбе и друзьях»
Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему.
Игры, развивающие нравственные качества детей
Игра «Добрые дела»
Дети получают бумажные сердечки, воспитатель предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошего он сегодня сделает или уже сделал.
Игра «Чудесный мешочек»
Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять этот мешок выбрасывается.
Игра «Назови ласково по имени»
Игра воспитывает в детях доброжелательное отношение друг к другу.
Дети встают в круг. Ведущий бросает игроку мяч, ласково называя его по имени.
Побеждает игрок, назвавший больше ласковых имён.
Игра «Сможешь? Похвали»
Дети садятся в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить его. Игрок, принимающий комплимент, говорит «Спасибо, мне очень приятно», затем он говорит комплимент своему соседу и т. д. Если ребёнок затрудняется подобрать нужные слова, воспитатель помогает ему.
ИПМ 6 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Результатом опыта - стало создание проекта
№ Мероприятия Сроки
1. 0 Подготовительный этап:
1.1 Выделение проблемы, уточнения имеющейся информации сентябрь 2015 г. Моденова Г. Н.
1.2 Изучение специальной литературы в ходе реализации плана саморазвития воспитателя сентябрь-октябрь 2016г. Моденова Г. Н
1.3 Приобретение необходимых материалов и оборудования для организации и оборудования организации познавательно- исследовательской, продуктивной, художественно-творческой деятельности октябрь-ноябрь 2016 г. Моденова Г. Н
2.0 Концептуализация
2.1 Разработка проекта октябрь-ноябрь 2016 г. Моденова Г. Н.
2.2 Обсуждение возможных вариантов проекта на Совете педагогов октябрь-ноябрь 2016 г. Моденова Г. Н
2.3 Определение маршрута получения результатов проекта в ходе дискуссии с участниками проектной деятельности октябрь-ноябрь 2016 г. Моденова Г. Н
3.0 Практическая системность
3.1 Анализ затруднений воспитателей ноябрь 2016 г. Моденова Г. Н.
3.2 Анализ состояния образовательного процесса по данному вопросу в старшей группе ноябрь 2016 г. Моденова Г. Н
3.3 Диагностика и наблюдение воспитанников ноябрь-декабрь 2016 г. Моденова Г. Н
3.4 Анкетирование родителей декабрь 2016 г. Моденова Г. Н
3.5 Обновление образовательного пространства в группе в течение всего периода проектной дискуссии
Моденова Г. Н
3.6 Разработка дидактических игр, пособий в течение всего периода проектной дискуссии Моденова Г. Н
3.7 Анализ имеющегося литературного материала, составление конспектов занятий образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка» в течение всего периода проектной дискуссии Моденова Г. Н
Работа с воспитанниками
3.8 Изготовление игрушек-самоделок для малышей
3.9 Подготовка сказок – драматизация
3.12 Совместные игры и развлечения с малышами
3.11 Иллюстрирование детских книг детьми подготовительной группы
3.12 Подготовка концертов для малышей
3.13 Изготовление открыток для ветеранов ВОВ
3.14 Поздравления ветеранов труда ДОУ в День Дошкольного работника 28 октября (ежегодно)
3.15 Поздравления и праздничный концерт в День пожилого человека (сотрудники, бабушки, дедушки воспитанников) 1 октября (ежегодно)
Работа с семьями воспитанников
3.20 Оформление фотовитрин
- «Как я забочусь о младшем брате (сестре)
- «Как я помогаю бабушке (дедушке) дома, на даче»
3.21 Участие в акции «Знаешь, чтобы жить»
3.22
Выставка подарков, рисунков «В подарок ветеранам (малышам, инвалидам)», изготовленных в семьях воспитанников»
4.0 Презентация проекта
4.1 Представление воспитателя в ходе пед. совета январь 2016 г.
4.2 Участие в муниципальных, районных конкурсах, выставках в ДОУ, пропагандирующих волонтерское движение среди дошкольников 2015-16 г. Моденова Г. Н
Кому это интересно
Администрация Актуальность темы, имидж учреждения По материалам исследования может быть подготовлен спец. курс для подготовки материалов для молодых специалистов Недостаточное финансирование Привлечение родителей и спонсоров Решение одной из проблем воспитания социально-активной личности
Жители района Любопытство, необычность, ностальгия по пионерскому движению Призер для малышей, активность поведения детей, умение не только приспосабливаться к обстоятельствам, но и учитывать, изменять поведение в соответствии с усвоенными моральными нормами Ненуждаемость, негативность восприятия. Проведение работы с жителями района Появление
преемственности
традиций,
гуманистических
отношений в системах
«дети-дети» «дети-
взрослые»
Система дошкольного образования Новизна и перспективность, практическая значимость Рост профессионального мастерства. Возможность использования в ДОУ различных видов и типов Нежелание, неумение использовать опыт Использование сайтов статей в СМИ. Участие в различных разделах методической работы Использование опыта в образовательной деятельности педагогов
Педагоги Возможность творческо- критического использования детское волонтерское движение для воспитательно- образова- тельной деятельности Результаты могут быть использованы в дальнейшем изучении идеи воспитания социальной активности личности, проблем деятельности современного детского движения и практической реализации деятельности дошкольного учреждения Плотность графика тех. Процесса второй половины дня Контакт родителями, гибкий подход к графику, работы второй половины Дня Материалы могут использоваться для оказания помощи педагогам практикам ведущим поиск путей гуманизации педагогического процесса