Раиса Шабаева
Обобщение передового опыта работы «Использование игровых форм обучения детей по ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование игровых форм обучения детей по формированию
элементарно-математических представлений» С. П. "Детский сад 3 комбинированного
вида" МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида
Рузаевского муниципального района
Шабаевой Раисы Дмитриевны
город Рузаевка
2017 год.
Содержание:
1. Информационная карта передового педагогического опыта. 4
2. Целостное описание опыта работы….5-14
3. Приложение к опыту….14 -45
1. Информационная карта передового педагогического опыта
Автор - Шабаева Раиса Дмитриевна
Публикация «Обобщение передового опыта работы „Использование игровых форм обучения детей по ФЭМП“» размещена в разделах
Город Рузаевка
МБДОУ детский сад -3 Р. М
Занимаемая должность - воспитатель.
Стаж педагогической работы - 25 лет,
Тема педагогического опыта : «Использование игровых форм обучения детей
по формированию элементарно-математических представлений».
Уровень опыта по степени новизны - в рациональности усовершенствования
традиционных и нестандартных форм обучения.
Цель педагогического опыта : на практике показать эффективность
использования игровых форм обучения при формировании элементарных
математических представлений у дошкольников.
Краткое описание опыта : Метод - игровые формы обучения элементарным
математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте
отражена система специальных игровых заданий и упражнений,
направленных на развитие познавательных возможностей и способностей,
которые расширяют математический кругозор дошкольников, способствуют
математическому развитию, повышают качество математической
подготовленности. - Результативность опыта работы подтверждена в ходе
проведенного мониторинга с детьми. Стартовый мониторинг всего приняло
участие 25 воспитанников из них: у 7 воспитанников уровень знаний
сформирован, что составило 28 %, у 14 воспитанников уровень знаний
частично сформирован, что составило 56 %,у 4 воспитанников, что
составило 16 % - уровень знаний не сформирован. Итоговый мониторинг
всего приняло участие 25 воспитанников и показал следующие результаты: у
20 воспитанников уровень знаний полностью сформирован, что составило
80 %,у 5 воспитанников уровень частично сформирован, что составило 20%.
Преимущество этого опыта заключается в практическом аспекте.
Практический материал представляет собой прямое руководство к
эффективному использованию в работе с детьми по формированию
элементарных математических представлений.
Эффективность опыта в повышении качества математической
подготовленности детей к школе, что позволит им более уверенно
ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их
действительности и активнее использовать математические знания в
повседневной жизни.. Использование системы специальных игровых
заданий и упражнений позволит ребенку подойти к открытию нового и
закреплению уже изученного. Незаметно для себя, в процессе игры,
дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного
рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.
.
2. Целостное описание опыта работы
Условие возникновения, становления опыта и его актуальность.
Свою работу в должности воспитателя детского сада я начала в 23 года и очень скоро из своей педагогической практики я узнала, что одним из самых интересных и увлекательных занятий для моих воспитанников группы была математика.
На протяжении пяти лет я углубленно работаю над проблемой компетентностно - ориентированного образования и использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений, так как важное значение для меня имеет подготовить детей к успешному обучению в школе, формирование познавательной деятельности, математических компетенций у детей дошкольного возраста.
.
Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.
Федеральные государственные образовательные стандарты требуют обновления содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей дошкольного возраста. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование игровых форм обучения при формировании элементарных математических представлений у дошкольников, с целью изучения актуальности и эффективности, использования системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на повышение качества математической подготовленности к школе.
Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации.
Изучив, педагогические технологии, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом
реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях.
Теоретическое обоснование опыта
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе, является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарно математическим представлениям максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объемом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие.
В играх актуализируется интеллектуальное развитие: игры-занятия и связанные с ними игры дидактические, подвижные, сюжетно-дидактические, игры с дидактическим материалами; конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, направляются положительные эмоции, которые повышают познавательный интерес дошкольников.
Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, также такие занятия способствуют формированию у ребенка творческих способностей, которые необходимы для его гармоничного развития.
Игровые занятия носят практический и доступный характер, исходя из того, что игровая ситуация организует детей эмоционально, активизирует их мышление, побуждает самостоятельно отыскивать ответы на вопросы или самостоятельно изыскивать способ выполнения задания, и тем самым способствует развитию их инициативы, находчивости, изобретательности.
На основании выше сказанного мною была разработана система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей.
Система игровых заданий и упражнений
№ п/п
Название игр (возраст)
Цель игры
Приложение
1.
«Трамвай»
Подготовительная группа
Закреплять количественный состав чисел из двух меньших в пределах 10.
2.
«Найди пару»
Старшая группа
Закреплять состав чисел из двух меньших в пределах 5.
3.
«Делаем молча»
Старшая группа
Учить ориентироваться по схеме, выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек.
4.
«Поезд»
Подготовительная группа
Закреплять количественный состав чисел из двух меньших в пределах 10.
5.
«Составь фигуру»
Старшая группа
Закреплять знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.
6.
«Цвет и форма»
Старшая группа
Упражнять в определении цвета, формы и нахождения похожих предметов в окружающем мире.
7.
«Куб-хамелеон»
Подготовительная группа
Учить путем подбора кубиков по цвету складывать различные фигуры, мозаики, постройки.
8.
«Составление треугольников и квадратов»
Старшая группа
Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом присоединения к одной фигуре, взятой за основу другой.
9.
«Логические задачи на поиск недостающих фигур»
Подготовительная группа
Вызвать у детей интерес решению задач. Учить путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающую фигуру. Упражнять в доказательстве решения.
10.
«Сложи фигуру»
Подготовительная группа
Закреплять знания сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей.
11.
«Сбежавшие числа»
Подготовительная группа
Учить детей сравнивать числа, ставить нужные знаки: больше, меньше или равно.
12.
«Назови число на единицу больше (или меньше)
Старшая группа
Закреплять умение детей называть последующее или предыдущее число.
13.
«Какое время года»
Старшая группа
Закреплять знания о месяцах года и основных признаках разных времен года.
14.
«Кто в домике живет»
Подготовительная группа
Упражнять детей в определении расположения предметов: на, под, над, вверху, внизу, слева, справа.
Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения
тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.
На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания, умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей. Они способствовали постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность.
В этих занятиях сочетались игровые ситуации, дидактические игры, наглядный материал и действия с ним. Они побуждали ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигать разные пути их решения, рассуждать теоретически и действовать практически.
Игровая мотивировка помогала поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, создавала положительный эмоциональный настрой. В ходе этих занятий у детей возникало чувство удовлетворения и от совместной деятельности, и от правильного решения игровой ситуации.
На игровые занятия в гости к детям приходили различные персонажи, знакомые по литературным произведениям, мультфильмам: Красная Шапочка, Буратино, Карлсон, Незнайка, зверюшки, насекомые. Привычные игрушки обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или просили детей научить их тому, чего не знают. Обычное занятие превращалось в путешествие, а дети попадали то в волшебный лес, то в чудесную сказку или мастерскую. Они становились фотографами или художниками, следопытами или волшебниками, космонавтами или строителями. Часто по окончании подобных занятий дети спрашивали: «А когда мы еще так поиграем?».
Дети любят, когда к ним на занятие «прилетает» их друг – проказник Карлсон, который приносит детям свой волшебный сундучок с разными интересными заданиями.
Получая письма от лесных зверюшек, дети отправлялись к ним в гости, выполняли различные задания: помогали божьим коровкам найти их домики (сравнивали дорожки по ширине, длине, определяли форму балконов в домике, где живут зверюшки).
Чтобы дети лучше и легче усвоили материал, мною на занятиях использовались проблемные, игровые ситуации. Например, на каждом столе лежала картинка, на ней изображен домик, к нему ведут две дорожки. Предлагала определить, какая из дорожек длиннее, какая короче. Совместно обсудив игровую ситуацию, ребята решали, что нужно измерить дорожки с помощью мерки, договаривались о порядке работы, которая
организовывалась в парах. Измерив, определяли какая дорожка длиннее. Затем предлагала на одну дорожку поставить матрешку, а на другую неваляшку, определить, кто из них быстрее дойдет до домика.
Детям нравилось на занятиях попадать в сказочную страну или в сказку. Например, на занятии в подготовительной группе они попадали в сказку «Теремок», по заданию героев сказки расселяли их в домик (ориентировка на плоскости, выполняли задания жителей «теремка».
Детям хотелось самим исполнять роль ведущих. Так, в одном из занятий, где они сами становились фокусниками, одевали цилиндр, брали в руки «волшебную» палочку, и сами выполняли «фокусы»-задания или предлагали их другим детям.
Особую роль в обучении детей отводилось таким занятиям, как занятия – развлечения или занятия – праздники.
Я рассматривала развлечения и праздники не только как форму отдыха, но и как мощное средство опосредованного воспитания и образования. В них отражаются интерес, потребности, эмоции, характер и в равной степени культивируются личностные и интеллектуальные качества ребенка. Это не случайно. Радостное переживание поднимало жизненный тонус ребенка, сплачивало детей, создавало бодрое настроение. Кроме этого, активное участие в играх соревнованиях раскрепощало ребенка, а призы, аплодисменты, очки, сувениры, награды – его личные достижения - оставляли в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Такие занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Следует назвать виды этих занятий: занятия – развлечения, математические праздники, игры – соревнования, игры – шоу, математические многоборья, театрализованные постановки, игры – драматизации (на математическом материале, викторины.
Каждый из названных видов строились на совместной неформальной деятельности детей и взрослых, имели свои особенности в организации и методические требования к стимулированию интеллектуальной активности детей, дифференцированному и гуманному использованию поощрений, созданию условий для самостоятельной созидательной и дискуссионной деятельности детей, «деликатному» использованию соревновательных моментов, предварительную подготовку детей к усвоению познавательного содержания.
Организация различных видов занятий – развлечений требует от педагога продуманной подготовки всей процедуры «мероприятий» (одномоментного или растянутого во времени, согласованных действий нескольких ведущих, каждый из которых хорошо знает, артистично и раскованно выполняет свои роли и функции. Сценарии этих занятий имели не только познавательное содержание (на математическом материале, но и режиссерские подходы к их организации. Такие занятия я строила на знакомом детям материале, но, не дублировала содержание привычных форм работы с детьми. Детям нравились эти занятия, ведь они полны
неожиданности и сюрпризов, дети соревновались, выполняли трудные задания, требующие внимания, смекалки, ловкости, сообразительности, определенных знаний и умений.
В занятиях – развлечениях использовала головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование фигур и др. Старалась делать эти занятия интересными по содержанию, занимательными по форме, чтобы они отличались необычайностью решений, парадоксальностью результатов. Например, головоломки были арифметическими (угадывание чисел, геометрическими (разрезание бумаги, буквенными (ребусы, кроссворды, шарады) и другими, рассчитанными только на игру фантазии и воображения. Если у детей накопился определенный объем знаний и умений, то проводила с ними занятия – развлечения в виде «КВН», «Брейн ринга», «Путешествия в сказку», «Путешествия в страну Времени» и математических праздников.
Занятия – развлечения были интересны для детей, эмоционально захватывали их, дети уходили с этих занятий со счастливыми искорками в глазах. Такие занятия проводила при закреплении знаний, как контрольно-игровые, в конце каждого квартала и в дни каникул. Занятия в виде развлечения обогащали и актуализировали знания детей, комплексное использование художественного слова, выразительных движений, технических средств, музыки на этих занятиях помогали в ненавязчивой форме закрепить знания и умения детей.
Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме, с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции: выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал.
Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, показывала фрагменты занятий на интерактивной доске, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду. Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Родителям детей старших и подготовительных групп рекомендовала заниматься с детьми с использованием специальной литературы. Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как
играть с детьми, оформляла стенд «Занимательная математика» и папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы воспитания и обучения детей и возрастам с содержанием игр.
Организовывала с детьми математические праздники, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.
Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.