Папки-передвижки

Обобщение передового опыта работы «Использование игровых форм обучения детей по ФЭМП»

Раиса Шабаева
Обобщение передового опыта работы «Использование игровых форм обучения детей по ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование игровых форм обучения детей по формированию

элементарно-математических представлений» С. П. "Детский сад 3 комбинированного

вида" МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида

Рузаевского муниципального района

Шабаевой Раисы Дмитриевны

город Рузаевка

2017 год.

Содержание:

1. Информационная карта передового педагогического опыта. 4

2. Целостное описание опыта работы….5-14

3. Приложение к опыту….14 -45

1. Информационная карта передового педагогического опыта

Автор - Шабаева Раиса Дмитриевна

Публикация «Обобщение передового опыта работы „Использование игровых форм обучения детей по ФЭМП“» размещена в разделах

Город Рузаевка

МБДОУ детский сад -3 Р. М

Занимаемая должность - воспитатель.

Стаж педагогической работы - 25 лет,

Тема педагогического опыта : «Использование игровых форм обучения детей

по формированию элементарно-математических представлений».

Уровень опыта по степени новизны - в рациональности усовершенствования

традиционных и нестандартных форм обучения.

Цель педагогического опыта : на практике показать эффективность

использования игровых форм обучения при формировании элементарных

математических представлений у дошкольников.

Краткое описание опыта : Метод - игровые формы обучения элементарным

математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте

отражена система специальных игровых заданий и упражнений,

направленных на развитие познавательных возможностей и способностей,

которые расширяют математический кругозор дошкольников, способствуют

математическому развитию, повышают качество математической

подготовленности. - Результативность опыта работы подтверждена в ходе

проведенного мониторинга с детьми. Стартовый мониторинг всего приняло

участие 25 воспитанников из них: у 7 воспитанников уровень знаний

сформирован, что составило 28 %, у 14 воспитанников уровень знаний

частично сформирован, что составило 56 %,у 4 воспитанников, что

составило 16 % - уровень знаний не сформирован. Итоговый мониторинг

всего приняло участие 25 воспитанников и показал следующие результаты: у

20 воспитанников уровень знаний полностью сформирован, что составило

80 %,у 5 воспитанников уровень частично сформирован, что составило 20%.

Преимущество этого опыта заключается в практическом аспекте.

Практический материал представляет собой прямое руководство к

эффективному использованию в работе с детьми по формированию

элементарных математических представлений.

Эффективность опыта в повышении качества математической

подготовленности детей к школе, что позволит им более уверенно

ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их

действительности и активнее использовать математические знания в

повседневной жизни.. Использование системы специальных игровых

заданий и упражнений позволит ребенку подойти к открытию нового и

закреплению уже изученного. Незаметно для себя, в процессе игры,

дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного

рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.

.

2. Целостное описание опыта работы

Условие возникновения, становления опыта и его актуальность.

Свою работу в должности воспитателя детского сада я начала в 23 года и очень скоро из своей педагогической практики я узнала, что одним из самых интересных и увлекательных занятий для моих воспитанников группы была математика.

На протяжении пяти лет я углубленно работаю над проблемой компетентностно - ориентированного образования и использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений, так как важное значение для меня имеет подготовить детей к успешному обучению в школе, формирование познавательной деятельности, математических компетенций у детей дошкольного возраста.

.

Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

Федеральные государственные образовательные стандарты требуют обновления содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей дошкольного возраста. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование игровых форм обучения при формировании элементарных математических представлений у дошкольников, с целью изучения актуальности и эффективности, использования системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на повышение качества математической подготовленности к школе.

Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации.

Изучив, педагогические технологии, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом

реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях.

Теоретическое обоснование опыта

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе, является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарно математическим представлениям максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объемом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие.

В играх актуализируется интеллектуальное развитие: игры-занятия и связанные с ними игры дидактические, подвижные, сюжетно-дидактические, игры с дидактическим материалами; конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, направляются положительные эмоции, которые повышают познавательный интерес дошкольников.

Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, также такие занятия способствуют формированию у ребенка творческих способностей, которые необходимы для его гармоничного развития.

Игровые занятия носят практический и доступный характер, исходя из того, что игровая ситуация организует детей эмоционально, активизирует их мышление, побуждает самостоятельно отыскивать ответы на вопросы или самостоятельно изыскивать способ выполнения задания, и тем самым способствует развитию их инициативы, находчивости, изобретательности.

На основании выше сказанного мною была разработана система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей.

Система игровых заданий и упражнений

№ п/п

Название игр (возраст)

Цель игры

Приложение

1.

«Трамвай»

Подготовительная группа

Закреплять количественный состав чисел из двух меньших в пределах 10.

2.

«Найди пару»

Старшая группа

Закреплять состав чисел из двух меньших в пределах 5.

3.

«Делаем молча»

Старшая группа

Учить ориентироваться по схеме, выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек.

4.

«Поезд»

Подготовительная группа

Закреплять количественный состав чисел из двух меньших в пределах 10.

5.

«Составь фигуру»

Старшая группа

Закреплять знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.

6.

«Цвет и форма»

Старшая группа

Упражнять в определении цвета, формы и нахождения похожих предметов в окружающем мире.

7.

«Куб-хамелеон»

Подготовительная группа

Учить путем подбора кубиков по цвету складывать различные фигуры, мозаики, постройки.

8.

«Составление треугольников и квадратов»

Старшая группа

Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом присоединения к одной фигуре, взятой за основу другой.

9.

«Логические задачи на поиск недостающих фигур»

Подготовительная группа

Вызвать у детей интерес решению задач. Учить путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающую фигуру. Упражнять в доказательстве решения.

10.

«Сложи фигуру»

Подготовительная группа

Закреплять знания сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей.

11.

«Сбежавшие числа»

Подготовительная группа

Учить детей сравнивать числа, ставить нужные знаки: больше, меньше или равно.

12.

«Назови число на единицу больше (или меньше)

Старшая группа

Закреплять умение детей называть последующее или предыдущее число.

13.

«Какое время года»

Старшая группа

Закреплять знания о месяцах года и основных признаках разных времен года.

14.

«Кто в домике живет»

Подготовительная группа

Упражнять детей в определении расположения предметов: на, под, над, вверху, внизу, слева, справа.

Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения

тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.

На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания, умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей. Они способствовали постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность.

В этих занятиях сочетались игровые ситуации, дидактические игры, наглядный материал и действия с ним. Они побуждали ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигать разные пути их решения, рассуждать теоретически и действовать практически.

Игровая мотивировка помогала поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, создавала положительный эмоциональный настрой. В ходе этих занятий у детей возникало чувство удовлетворения и от совместной деятельности, и от правильного решения игровой ситуации.

На игровые занятия в гости к детям приходили различные персонажи, знакомые по литературным произведениям, мультфильмам: Красная Шапочка, Буратино, Карлсон, Незнайка, зверюшки, насекомые. Привычные игрушки обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или просили детей научить их тому, чего не знают. Обычное занятие превращалось в путешествие, а дети попадали то в волшебный лес, то в чудесную сказку или мастерскую. Они становились фотографами или художниками, следопытами или волшебниками, космонавтами или строителями. Часто по окончании подобных занятий дети спрашивали: «А когда мы еще так поиграем?».

Дети любят, когда к ним на занятие «прилетает» их друг – проказник Карлсон, который приносит детям свой волшебный сундучок с разными интересными заданиями.

Получая письма от лесных зверюшек, дети отправлялись к ним в гости, выполняли различные задания: помогали божьим коровкам найти их домики (сравнивали дорожки по ширине, длине, определяли форму балконов в домике, где живут зверюшки).

Чтобы дети лучше и легче усвоили материал, мною на занятиях использовались проблемные, игровые ситуации. Например, на каждом столе лежала картинка, на ней изображен домик, к нему ведут две дорожки. Предлагала определить, какая из дорожек длиннее, какая короче. Совместно обсудив игровую ситуацию, ребята решали, что нужно измерить дорожки с помощью мерки, договаривались о порядке работы, которая

организовывалась в парах. Измерив, определяли какая дорожка длиннее. Затем предлагала на одну дорожку поставить матрешку, а на другую неваляшку, определить, кто из них быстрее дойдет до домика.

Детям нравилось на занятиях попадать в сказочную страну или в сказку. Например, на занятии в подготовительной группе они попадали в сказку «Теремок», по заданию героев сказки расселяли их в домик (ориентировка на плоскости, выполняли задания жителей «теремка».

Детям хотелось самим исполнять роль ведущих. Так, в одном из занятий, где они сами становились фокусниками, одевали цилиндр, брали в руки «волшебную» палочку, и сами выполняли «фокусы»-задания или предлагали их другим детям.

Особую роль в обучении детей отводилось таким занятиям, как занятия – развлечения или занятия – праздники.

Я рассматривала развлечения и праздники не только как форму отдыха, но и как мощное средство опосредованного воспитания и образования. В них отражаются интерес, потребности, эмоции, характер и в равной степени культивируются личностные и интеллектуальные качества ребенка. Это не случайно. Радостное переживание поднимало жизненный тонус ребенка, сплачивало детей, создавало бодрое настроение. Кроме этого, активное участие в играх соревнованиях раскрепощало ребенка, а призы, аплодисменты, очки, сувениры, награды – его личные достижения - оставляли в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Такие занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Следует назвать виды этих занятий: занятия – развлечения, математические праздники, игры – соревнования, игры – шоу, математические многоборья, театрализованные постановки, игры – драматизации (на математическом материале, викторины.

Каждый из названных видов строились на совместной неформальной деятельности детей и взрослых, имели свои особенности в организации и методические требования к стимулированию интеллектуальной активности детей, дифференцированному и гуманному использованию поощрений, созданию условий для самостоятельной созидательной и дискуссионной деятельности детей, «деликатному» использованию соревновательных моментов, предварительную подготовку детей к усвоению познавательного содержания.

Организация различных видов занятий – развлечений требует от педагога продуманной подготовки всей процедуры «мероприятий» (одномоментного или растянутого во времени, согласованных действий нескольких ведущих, каждый из которых хорошо знает, артистично и раскованно выполняет свои роли и функции. Сценарии этих занятий имели не только познавательное содержание (на математическом материале, но и режиссерские подходы к их организации. Такие занятия я строила на знакомом детям материале, но, не дублировала содержание привычных форм работы с детьми. Детям нравились эти занятия, ведь они полны

неожиданности и сюрпризов, дети соревновались, выполняли трудные задания, требующие внимания, смекалки, ловкости, сообразительности, определенных знаний и умений.

В занятиях – развлечениях использовала головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование фигур и др. Старалась делать эти занятия интересными по содержанию, занимательными по форме, чтобы они отличались необычайностью решений, парадоксальностью результатов. Например, головоломки были арифметическими (угадывание чисел, геометрическими (разрезание бумаги, буквенными (ребусы, кроссворды, шарады) и другими, рассчитанными только на игру фантазии и воображения. Если у детей накопился определенный объем знаний и умений, то проводила с ними занятия – развлечения в виде «КВН», «Брейн ринга», «Путешествия в сказку», «Путешествия в страну Времени» и математических праздников.

Занятия – развлечения были интересны для детей, эмоционально захватывали их, дети уходили с этих занятий со счастливыми искорками в глазах. Такие занятия проводила при закреплении знаний, как контрольно-игровые, в конце каждого квартала и в дни каникул. Занятия в виде развлечения обогащали и актуализировали знания детей, комплексное использование художественного слова, выразительных движений, технических средств, музыки на этих занятиях помогали в ненавязчивой форме закрепить знания и умения детей.

Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме, с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции: выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал.

Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, показывала фрагменты занятий на интерактивной доске, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду. Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Родителям детей старших и подготовительных групп рекомендовала заниматься с детьми с использованием специальной литературы. Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как

играть с детьми, оформляла стенд «Занимательная математика» и папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы воспитания и обучения детей и возрастам с содержанием игр.

Организовывала с детьми математические праздники, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

Публикации по теме:

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры (обобщение опыта работы) В этом месяце в МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №90» прошёл семинар. Тема круглого стола – «Ознакомление детей с родным языком.

Использование в методике обучения плаванию игр и игровых упражнений (из опыта работы) Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего.

Методические рекомендации по использованию игровых форм работы на уроках математики в 10–11 классах Игровые формы работы на уроках математики по закреплению изученного материала 1.1. Методика подготовки и проведения урока закрепления Принцип.

Обобщение опыта работы по ФЭМПОбобщение опыта работы по ФЭМП При подготовке детей к школе ставится ряд важных и актуальных задач. Одна из них: успешное обучение ребенка, которое напрямую зависит от.

Обобщение опыта работы «Детское исследование как метод обучения и развития одаренных детей» Условия становления опыта. Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного.

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание представленного опыта работы – методологическая установка, отстаивающая самоценность.

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ-технологий в дошкольном образовании детей младшего дошкольного возраста Моя работа по данной теме проводилась в течение двух лет. Перед тем, как к ней приступить, мною была прочитана и проанализирована литература.

Обобщение опыта работы по развитию восприятия формы у детей первой младшей группы. С детьми раннего возраста я работаю с 2005 года и считаю, что этот возраст наиболее благоприятный для развития восприятия формы. Так как,.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение передового опыта работы «Использование игровых форм обучения детей по ФЭМП»
Опубликовано: 18 марта 2017 в 10:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение передового опыта работы «Использование игровых форм обучения детей по ФЭМП»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Шабаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД