Лариса Пономарёва
Обобщение педагогического опыта «Патриотическое воспитание дошкольников через использование инновационных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дошкольники мало что знают о родном посёлке, стране, особенностях народных традиций народов, проживающих в России, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Темочки:
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Ведь именно в дошкольном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Одна из первостепенных задач педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, городу, стране, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, улице, родному посёлку, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности. В своей работе я стараюсь формировать у детей потребность участвовать в делах на благо природы и людей, помогаю им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования у детей дошкольного возраста чувства патриотизма очень важно давать им начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, родном посёлке, народе, обычаях, истории, культуре.
Работая по данному направлению, я ставлю перед собой следующие задачи:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, детскому саду, посёлку, семье);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, людям пожилого возраста.
Теоретико-методологической основой моей работы по нравственно-патриотическому воспитанию послужили труды отечественных педагогов, а также современные программы патриотического воспитания, используемые в ДОУ.
Каждый автор видит по своему патриотическое воспитание дошкольников, проводя его через тот или иной вид детской деятельности. С. Н. Николаева рассматривает патриотическое воспитание в русле экологического воспитания, Т. Е. Комарова делает акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.
В современных трудах Л. А. Кондрыкинской, Т. В. Ивановой, Н. В. Алёшиной патриотическое воспитание закладывается в естественной и привычной среде обитания человека, в его окружении. И задача воспитателя выбрать из полученных ребенком впечатлений, наиболее доступные и необходимые ему: природа, животный и растительный мир, жизнь дома, улицы, двора, детского сада, родного края.
Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял в своих трудах В. А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Неизмеримый вклад в разработку проблемы патриотического воспитания детей внес А. С. Макаренко. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами.
Моя работа по данному направлению строится на основе учебно-методических пособий:
1. Т. И. Подрезова Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание – М. : Айрис-пресс, 2008.
2. Г. М. Блинова Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова Мы живем в России. Гражданско-патриотическое
воспитание дошкольников. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
4. О. Н. Баранникова Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду :
Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2007.
5. Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий.
Изд. 4-е доп. – М. : УЦ «Перспектива», 2008г.
6. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред. Л. А. Кондрыкинской. -Москва: Сфера, 2006.
Дети воспринимают окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, в организованно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Мною был реализован проект «Формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьёй»
Целью данного проекта является создание условий для эффективного формирования у дошкольников патриотического сознания и привлечение к осознанной активной деятельности.
На современном этапе очень важно, чтобы ребёнок с раннего детства приобщался к культуре своего народа. Ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за свою родную землю.
Для эффективной работы по патриотическому воспитанию дошкольников с участием семьи предлагаются новые формы работы с родителями, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта и осознанной деятельности детей: семейные проекты, интегрированные занятия с участием родителей, субботники, экскурсии, семейные гостиные. Мною были использованы различные формы работы с детьми и родителями:
1. Интегрированные занятия с привлечением специалистов (музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея);
2. Экскурсия в музей;
3. Экскурсия в парк и к памятнику Неизвестному солдату;
4. Семейная гостиная;
5. Посещение библиотеки;
6. Встречи с «интересными людьми (ветеранами, родителями-участниками боевых действий, умётской поэтессой);
7. Чтение художественной литературы на военную тематику;
8. Конкурс по патриотическому воспитанию («Открытка для ветерана»- районный конкурс – победитель; конкурс чтецов – 5 победителей; конкурс «Искорки Тамбовщины». Номинация «Выразительное чтение» - победитель; «Семейный конкурс «Традиции нашей семьи» - 2 победителя);
9. Семейные проекты («Знать, любить, беречь», «Бабушкин сундучок»);
10. Выставки рисунков, поделок и фото на военную тематику;
11. Оформление стенда «Уголок памяти»;
12. Субботники по благоустройству территории («Оформи цветник», «Посади дерево»);
13. Занятия, досуги, праздники совместно с членами семей дошкольников («Папы и дедушки – наши защитники Отечества», «День Матери», «Наши бабушки, наши дедушки» и т. д.)
14. Дидактические игры: «Один – много», «Правильно говори», «Подбери слова», «Скажи наоборот», «Вспомни пословицу», «Доскажи слово!», «Кто это?», «Игра в рифму», «Узнай наш флаг (герб)», «Зелёная аптека».
В результате работы над проектом была достигнута цель и решены задачи: выработана система мероприятий по патриотическому воспитанию. Были проведены открытые мероприятия с привлечением родителей и членов семьи: «Наши бабушки – наши дедушки» (досуг и совместное чаепитие); «Папы и дедушки – наши защитники Отечества» (участие пап и дедушек в конкурсах); «День Матери» (совместный праздник и чаепитие за круглым столом);
У детей расширились знания о родном крае, своей семье: они узнали об истории и традициях. Вместе с родителями участвовали в конкурсе детского сада «Традиции нашей семьи, где заняли призовые места. Познакомились с творчеством тамбовской поэтессы Т. Л. Курбатовой, умётской поэтессы Л. А. Майской. На встречах с ветеранами Великой Отечественной войны, защитниками тыла, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне дошкольники много узнали о защитниках Отечества, о Вооружённых Силах России. В краеведческом музее дети познакомились со знаменитыми земляками;
повысилась творческая активность дошкольников (участие в конкурсах, изготовление подарков к праздникам);
возрос интерес и повысилась посещаемость детьми и родителями районных мероприятий (День Победы, День посёлка, Рождество, Масленица, Медовый Спас и другие);
с детьми и родителями организованы субботники по благоустройству территории детского сада, на которых вместе посадили деревца, разбили клумбы.
Участие родителей в проекте по патриотическому воспитанию способствовало эффективной форме в этом направлении. (Дети с увлечённостью участвовали в конкурсе, изготавливали подарки своим близким, ждали с нетерпением на занятиях, вместе делали выставки рисунков и участвовали в различных мероприятиях).
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;
дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями. В результате реализации проекта мы смогли подобрать необходимый материал и расширить предметно-развивающую среду для патриотического воспитания детей. Мы не останавливаемся на достигнутом, планируется и дальше проводить систематическую, целенаправленную работу с дошкольниками, ведь так важно приобщать детей к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Одним из нетрадиционных и очень эффективным методом является изготовление лэпбука.
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности:
1. Он помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребёнок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
3. Ребёнок старшего дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию, это хорошая подготовка к обучению в школе.
4. Подходит для занятий в группе.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Дидактические игры: «Найди флаг» : Цель: Закрепить представления детей о государственном флаге; флаге Тамбовской области, р. П. Умёт. Развивать чувство патриотизма. «Назови кто?» Цель: Знакомить детей с людьми Р. Ф.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание предметно-развивающей среды. В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, где ребёнок может рассмотреть иллюстрации о нашем посёлке, о Тамбове, познакомиться с достопримечательностями родного посёлка. Дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и столицей нашей родины – Москвой. Куклы в национальных костюмах, позволяет детям познакомиться с национальным костюмом России. У детей есть возможность рассмотреть каждый элемент одежды. При создании предметно-развивающей среды мы обращали внимание на целесообразность и доступность, эстетичность и красочность.
В нашем детском саду открыт и успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции музей, где мы знакомимся с бытом и культурой России. Именно здесь, в рамках проведения организованной образовательной деятельности в избе, наши воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей России. Материалы избы, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего народа. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого.
Работа по нравственному воспитанию ведется не только с воспитанниками, но и с родителями. Ребенок в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области нравственного и патриотического воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов по работе с детьми окажутся напрасными. Успех нравственно-патриотического воспитания наших детей во многом зависит от приобщения родителей к данной проблеме. Ежемесячно в группе совместно с родителями проводятся различные фотовыставки:
- «Я с бабуленькой своей»
- «Моя мама»
- «Наши папы и дедушки защитники Отечества»
- «Посёлок, в котором я живу»
- выставка рисунков «Мой любимый посёлок»
- «Мой дом»
- «Моя малая Родина»
Разрабатываются семейные книжки:
- «Традиции моей семьи»
Обогащение детско-родительских отношений по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляется с планом работы, который составляется на учебный год.
Анализ результативности.
Опыт работы, который я накопила, показывает, что у детей дошкольного возраста :
- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, городу, животному и растительному миру у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;
- на занятиях по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о посёлке, стране, задают много дополнительных интересующих их вопросов;
- с удовольствием рассказывают о своей семье, о семейных традициях;
- все дети хорошо знают свое имя, фамилию, возраст, проявляют доверие к миру;
- проявляют любовь к родителям, бабушке с дедушкой, родному дому, городу, семье;
- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;
- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;
- интересуются предметным и социальным миром, имеют представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков и действий опираются на нравственные представления.
Оцениваю результативность деятельности детей по разделу патриотическое воспитание на основании диагностики, составленной по показателям "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" А. Я. Ветохиной и образовательной области "Познание" примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс не простой и длительный, требующий от воспитателя большой личной убеждённости и вдохновения. Эта кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, начиная с младшего возраста, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Чтобы заинтересовать детей, надо уметь преподнести материал грамотно, доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя кругозор. При этом важна поддержка родителей в решении задач воспитания подрастающего поколения.
Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Прежде чем начать работу по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми, я постаралась изучить отношение родителей к данной проблеме и провела анкетирование среди родителей воспитанников. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на разные мнения, как правило, всем родителям хочется, чтобы их дети знали историю, традиции своего народа, семьи, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников перенимается педагогами МБДОУ ЦРР – ДС и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений района. Представление педагогического опыта размещены на мини-сайте Социальная сеть работников образования nsportal.ru, а также на сайте детского сада, и могут быть использованы в своей работе воспитателями.