Приложение МААМ

Обобщение педагогического опыта «Патриотическое воспитание дошкольников через использование инновационных технологий»

Лариса Пономарёва
Обобщение педагогического опыта «Патриотическое воспитание дошкольников через использование инновационных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы

В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дошкольники мало что знают о родном посёлке, стране, особенностях народных традиций народов, проживающих в России, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Темочки:

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Ведь именно в дошкольном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Одна из первостепенных задач педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, городу, стране, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, улице, родному посёлку, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности. В своей работе я стараюсь формировать у детей потребность участвовать в делах на благо природы и людей, помогаю им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования у детей дошкольного возраста чувства патриотизма очень важно давать им начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, родном посёлке, народе, обычаях, истории, культуре.

Работая по данному направлению, я ставлю перед собой следующие задачи:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, детскому саду, посёлку, семье);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, людям пожилого возраста.

Теоретико-методологической основой моей работы по нравственно-патриотическому воспитанию послужили труды отечественных педагогов, а также современные программы патриотического воспитания, используемые в ДОУ.

Каждый автор видит по своему патриотическое воспитание дошкольников, проводя его через тот или иной вид детской деятельности. С. Н. Николаева рассматривает патриотическое воспитание в русле экологического воспитания, Т. Е. Комарова делает акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

В современных трудах Л. А. Кондрыкинской, Т. В. Ивановой, Н. В. Алёшиной патриотическое воспитание закладывается в естественной и привычной среде обитания человека, в его окружении. И задача воспитателя выбрать из полученных ребенком впечатлений, наиболее доступные и необходимые ему: природа, животный и растительный мир, жизнь дома, улицы, двора, детского сада, родного края.

Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял в своих трудах В. А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Неизмеримый вклад в разработку проблемы патриотического воспитания детей внес А. С. Макаренко. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами.

Моя работа по данному направлению строится на основе учебно-методических пособий:

1. Т. И. Подрезова Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание – М. : Айрис-пресс, 2008.

2. Г. М. Блинова Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова Мы живем в России. Гражданско-патриотическое

воспитание дошкольников. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

4. О. Н. Баранникова Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду :

Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2007.

5. Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий.

Изд. 4-е доп. – М. : УЦ «Перспектива», 2008г.

6. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред. Л. А. Кондрыкинской. -Москва: Сфера, 2006.

Дети воспринимают окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, в организованно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Мною был реализован проект «Формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьёй»

Целью данного проекта является создание условий для эффективного формирования у дошкольников патриотического сознания и привлечение к осознанной активной деятельности.

На современном этапе очень важно, чтобы ребёнок с раннего детства приобщался к культуре своего народа. Ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за свою родную землю.

Для эффективной работы по патриотическому воспитанию дошкольников с участием семьи предлагаются новые формы работы с родителями, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта и осознанной деятельности детей: семейные проекты, интегрированные занятия с участием родителей, субботники, экскурсии, семейные гостиные. Мною были использованы различные формы работы с детьми и родителями:

1. Интегрированные занятия с привлечением специалистов (музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея);

2. Экскурсия в музей;

3. Экскурсия в парк и к памятнику Неизвестному солдату;

4. Семейная гостиная;

5. Посещение библиотеки;

6. Встречи с «интересными людьми (ветеранами, родителями-участниками боевых действий, умётской поэтессой);

7. Чтение художественной литературы на военную тематику;

8. Конкурс по патриотическому воспитанию («Открытка для ветерана»- районный конкурс – победитель; конкурс чтецов – 5 победителей; конкурс «Искорки Тамбовщины». Номинация «Выразительное чтение» - победитель; «Семейный конкурс «Традиции нашей семьи» - 2 победителя);

9. Семейные проекты («Знать, любить, беречь», «Бабушкин сундучок»);

10. Выставки рисунков, поделок и фото на военную тематику;

11. Оформление стенда «Уголок памяти»;

12. Субботники по благоустройству территории («Оформи цветник», «Посади дерево»);

13. Занятия, досуги, праздники совместно с членами семей дошкольников («Папы и дедушки – наши защитники Отечества», «День Матери», «Наши бабушки, наши дедушки» и т. д.)

14. Дидактические игры: «Один – много», «Правильно говори», «Подбери слова», «Скажи наоборот», «Вспомни пословицу», «Доскажи слово!», «Кто это?», «Игра в рифму», «Узнай наш флаг (герб)», «Зелёная аптека».

В результате работы над проектом была достигнута цель и решены задачи: выработана система мероприятий по патриотическому воспитанию. Были проведены открытые мероприятия с привлечением родителей и членов семьи: «Наши бабушки – наши дедушки» (досуг и совместное чаепитие); «Папы и дедушки – наши защитники Отечества» (участие пап и дедушек в конкурсах); «День Матери» (совместный праздник и чаепитие за круглым столом);

У детей расширились знания о родном крае, своей семье: они узнали об истории и традициях. Вместе с родителями участвовали в конкурсе детского сада «Традиции нашей семьи, где заняли призовые места. Познакомились с творчеством тамбовской поэтессы Т. Л. Курбатовой, умётской поэтессы Л. А. Майской. На встречах с ветеранами Великой Отечественной войны, защитниками тыла, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне дошкольники много узнали о защитниках Отечества, о Вооружённых Силах России. В краеведческом музее дети познакомились со знаменитыми земляками;

повысилась творческая активность дошкольников (участие в конкурсах, изготовление подарков к праздникам);

возрос интерес и повысилась посещаемость детьми и родителями районных мероприятий (День Победы, День посёлка, Рождество, Масленица, Медовый Спас и другие);

с детьми и родителями организованы субботники по благоустройству территории детского сада, на которых вместе посадили деревца, разбили клумбы.

Участие родителей в проекте по патриотическому воспитанию способствовало эффективной форме в этом направлении. (Дети с увлечённостью участвовали в конкурсе, изготавливали подарки своим близким, ждали с нетерпением на занятиях, вместе делали выставки рисунков и участвовали в различных мероприятиях).

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;

дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями. В результате реализации проекта мы смогли подобрать необходимый материал и расширить предметно-развивающую среду для патриотического воспитания детей. Мы не останавливаемся на достигнутом, планируется и дальше проводить систематическую, целенаправленную работу с дошкольниками, ведь так важно приобщать детей к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Одним из нетрадиционных и очень эффективным методом является изготовление лэпбука.

Результаты использования лэпбука в совместной деятельности:

1. Он помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребёнок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.

3. Ребёнок старшего дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию, это хорошая подготовка к обучению в школе.

4. Подходит для занятий в группе.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Дидактические игры: «Найди флаг» : Цель: Закрепить представления детей о государственном флаге; флаге Тамбовской области, р. П. Умёт. Развивать чувство патриотизма. «Назови кто?» Цель: Знакомить детей с людьми Р. Ф.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание предметно-развивающей среды. В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, где ребёнок может рассмотреть иллюстрации о нашем посёлке, о Тамбове, познакомиться с достопримечательностями родного посёлка. Дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и столицей нашей родины – Москвой. Куклы в национальных костюмах, позволяет детям познакомиться с национальным костюмом России. У детей есть возможность рассмотреть каждый элемент одежды. При создании предметно-развивающей среды мы обращали внимание на целесообразность и доступность, эстетичность и красочность.

В нашем детском саду открыт и успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции музей, где мы знакомимся с бытом и культурой России. Именно здесь, в рамках проведения организованной образовательной деятельности в избе, наши воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей России. Материалы избы, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего народа. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого.

Работа по нравственному воспитанию ведется не только с воспитанниками, но и с родителями. Ребенок в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области нравственного и патриотического воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов по работе с детьми окажутся напрасными. Успех нравственно-патриотического воспитания наших детей во многом зависит от приобщения родителей к данной проблеме. Ежемесячно в группе совместно с родителями проводятся различные фотовыставки:

- «Я с бабуленькой своей»

- «Моя мама»

- «Наши папы и дедушки защитники Отечества»

- «Посёлок, в котором я живу»

- выставка рисунков «Мой любимый посёлок»

- «Мой дом»

- «Моя малая Родина»

Разрабатываются семейные книжки:

- «Традиции моей семьи»

Обогащение детско-родительских отношений по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляется с планом работы, который составляется на учебный год.

Анализ результативности.

Опыт работы, который я накопила, показывает, что у детей дошкольного возраста :

- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, городу, животному и растительному миру у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;

- на занятиях по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о посёлке, стране, задают много дополнительных интересующих их вопросов;

- с удовольствием рассказывают о своей семье, о семейных традициях;

- все дети хорошо знают свое имя, фамилию, возраст, проявляют доверие к миру;

- проявляют любовь к родителям, бабушке с дедушкой, родному дому, городу, семье;

- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;

- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;

- интересуются предметным и социальным миром, имеют представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков и действий опираются на нравственные представления.

Оцениваю результативность деятельности детей по разделу патриотическое воспитание на основании диагностики, составленной по показателям "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" А. Я. Ветохиной и образовательной области "Познание" примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс не простой и длительный, требующий от воспитателя большой личной убеждённости и вдохновения. Эта кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, начиная с младшего возраста, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Чтобы заинтересовать детей, надо уметь преподнести материал грамотно, доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя кругозор. При этом важна поддержка родителей в решении задач воспитания подрастающего поколения.

Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Прежде чем начать работу по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми, я постаралась изучить отношение родителей к данной проблеме и провела анкетирование среди родителей воспитанников. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на разные мнения, как правило, всем родителям хочется, чтобы их дети знали историю, традиции своего народа, семьи, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников перенимается педагогами МБДОУ ЦРР – ДС и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений района. Представление педагогического опыта размещены на мини-сайте Социальная сеть работников образования nsportal.ru, а также на сайте детского сада, и могут быть использованы в своей работе воспитателями.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование инновационных технологий в детском садуИспользование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта «Патриотическое воспитание дошкольников через использование инновационных технологий»
Опубликовано: 24 сентября 2020 в 21:45
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение педагогического опыта «Патриотическое воспитание дошкольников через использование инновационных технологий»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Пономарёва (УИ 1451251) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД