МААМ-картинки

Обобщение педагогического опыта на тему «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»

Татьяна Истомина
Обобщение педагогического опыта на тему «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»
▼ Скачать

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и так далее. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Публикация «Обобщение педагогического опыта на тему „Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализация развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.

Сознавая все это, я начала работу по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность. Задачи моей работы, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов, но кем бы ни были в будущем наши дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.

Основная задача – показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя.

Для реализации этих задач я использовала следующие программы:

«Театр-творчество-дети» Н. Ф. Сорокина. Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. В ней научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения; системно представлены средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста детей; предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства. Ведущий принцип программы - вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов, которые вызывают эмоциональные переживания. Программа является парциальной и может служить дополнением к комплексным и базисным программам.

«Росинка» Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова. Предлагаемая образовательно-воспитательная система раскрывает все виды детской художественной деятельности : изобразительной, музыкальной, театрализованной. Она позволяет воспитать эстетически развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого ребенка.

«Арт-фантазия» Э. Г. Чурилова. «Арт-фантазия» — это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (воспитателей, учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Сверхзадача представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Исходя из этого основного положения, цели и задачи формулируются следующим образом:

развитие эстетических способностей;

развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

овладение навыками общения и коллективного творчества.

Для накопления опыта в сфере театрализации, я принимала участие в нашем театральном кружке «Малыш», цель которого – развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи театрального кружка :

-совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства;

- развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа героя;

- воспитывать гуманные чувства, отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;

- формировать у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.

Для реализации поставленных задач используются различные методы и приемы обучения:

при знакомстве с основами драматизации:

• импровизация;

• роль костюмов, декораций, предметного окружения;

• поиск выразительных средств;

при знакомстве с основами актерского мастерства:

• игровые движения;

• выразительное чтение;

• мимика;

• выразительность движений;

при самостоятельной театральной деятельности :

• рассказывание сказок;

• игры – драматизации;

• постановка спектаклей.

Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие творчества у детей посредством разных видов искусства» для педагогов и родителейМастер-класс «Развитие творчества у детей посредством разных видов искусства» для педагогов и родителей Мастер-класс «Развитие творчества у детей через разные виды искусства» Для педагогов и родителей. Цель:Познакомить педагогов со средствами.

Театральная деятельность в ДОУТеатральная деятельность в ДОУ театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Участие в спектаклях помогает преодолевать робость, неуверенность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта на тему «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»
Опубликовано: 10 января 2015 в 22:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение педагогического опыта на тему «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Истомина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД