Татьяна Гнусина
Обобщение педагогического опыта «Преемственность познавательно-речевого развития детей в саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, но и в режимных моментах.
Режимные моменты - это ежедневная работа, осуществляющаяся всё время, когда дети пребывают в детском образовательном учреждении. В этой деятельности решаются следующие образовательные задачи:
• формируется общая культура детей
• формируется культура поведения и общения
• регулируется питание и сон
• развивается личностные и физические качества
• формируются предпосылки к учебной деятельности
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Преемственность познавательно-речевого развития детей в саду“» размещена в разделах
При осуществлении образовательной деятельности в режимных моментах мы учитываем индивидуальную особенность ребенка (настроение, предпочтения, умения, но помимо этого мы стараемся организовать режимные моменты так, чтобы в них отражались все виды направлений образовательной деятельности: речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, познавательное.
Режимные моменты планируются в первой и во второй половине дня.
Дружелюбный прием детей – одно из важных условий создания хорошего настроения детей. В это время воспитываем общую культуру поведения детей – привычку здороваться, разговаривать спокойным голосом, без крика. Обращаем внимание на опрятный внешний вид детей. При приеме желательно проводить индивидуальные беседы (спросить, что видел ребенок по дороге в садик, какая погода).
Проводим общегрупповые беседы по лексическим темам ("Домашние животные. Птицы"; "Красавица зима. Новый год" и др.) с использованием рассматривания предметных картинок. Пальчиковая гимнастика, проговаривание потешек, упражнение на звукоподражание проводится с учетом рекомендаций логопедов.
Для формирования культурно-гигиенических навыков желательно использовать чтение стихов о воде, её пользе. Рассказывать о важности значения воды в жизни людей, о необходимости бережного использования водных ресурсов. В процессе умывания проговариваем названия умывальных принадлежностей, рассказываю из какого материала они изготовлены. Дети называют их цвет и форму.
Во время приема пищи проводим ситуативные беседы о правилах столового этикета (принимаем пищу бесшумно, в спокойном темпе, о блюдах, рассказываем о продуктах, используемых в их приготовлении
Подготовка к прогулке является моментом активного общения с детьми. В раздевалке поддерживаю разговор с детьми о назначении предметов одежды, их сезонного назначения. Все это способствует расширению и активизации словаря детей. Во время одевания повторяем полюбившиеся стихи, детские песенки, потешки («Вот они сапожки: этот с правой ножки, этот с левой ножки») делает процесс обувания более непринужденным и успешным.
Во время прогулки восполняем физическую активность. Проводим подвижные игры (развивающие быстроту, выносливость, игры на развитие движений (равновесие, метание в цель).
При проведении посильного хозяйственного труда на участке повожу беседы о назначении орудий труда, их безопасном использовании. Способствуем воспитанию уважительного отношения к труду и людям, выполняющим эту работу.
Обязательно на прогулке наблюдаем за живой и неживой природой. Читаем стихи о природе, загадываем загадки (о природных явлениях, домашних животных). Рассказываю о приметах, пословицах и поговорках, таким образом расширяем их кругозор, способствуем активизации и обогащению словаря детей.
После прогулки, побуждаем детей не только к самостоятельным действиям, но и воспитываем стремление оказывать помощь друг другу при раздевании, что способствует становлению дружественных взаимоотношений. Следим чтобы дети аккуратно убирали вещи в шкаф, тем самым воспитываем аккуратность и бережное отношение к личным вещам.
Дневной сон необходим для полноценного отдыха детей. Обязательно проветриваем все помещения. Непосредственно перед сном читаем книги, таким образом вызываем у детей положительное отношение ко сну.
Читать стараемся не только перед сном, но и в течение дня. Это и полюбившиеся произведения, так и знакомимся с новыми. Поведение героев сказки, их поступки, личностные качества являются яркими примерами нравственного поведения. Эмоционально прочитанное произведение вызывает живой отклик в детях. Помогает понять и осознать красоту окружающей природы, сложность человеческих взаимоотношений, способствует пониманию добра и зла. Вместе с детьми мы рассматриваем яркие иллюстрации в книгах, обсуждаем увиденное, делимся своими впечатлениями. Художественное слово является одним из средств нравственно-эстетического воспитания.
Организованная таким образам образовательная деятельность в режимных моментах способствует успешной реализации многих образовательных задач.