Рябова Анна Юрьевна
Обобщение педагогического опыта «Нетрадиционные методы и приемы рисования манной крупой»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по теме :
«Нетрадиционные методы и приемы рисования манной крупой, направленные на снижение мышечного, эмоционального напряжения, снижение уровня личной
тревожности у детей 5-7 лет»
Раздел 1
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Нетрадиционные методы и приемы рисования манной крупой“» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Манка. Рисование манкой и по манке
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Тема опыта : «Нетрадиционные методы и приемы рисования манной крупой, направленные на снижение мышечного, эмоционального напряжения, снижение уровня личной тревожности у ребенка 5 – 7 лет»
Автор опыта : Рябова Анна Юрьевна
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Золушка», г. Южно-Сахалинска
Занимаемая должность: Педагог – психолог
В данной должности: 3 года
Условия возникновения и становления опыта
Опыт проводился в Муниципальном дошкольном образовательном учреждение детский сад № 7 «Золушка», города Южно – Сахалинска, в 2015-2016 учебном году; в 2016-2017 учебном году; в 2017 -2018 учебном году, с детьми старшей и подготовительных групп.
Актуальность опыта
Главная задача дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС - охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка.
Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Эмоционально – комфортное состояние каждого ребенка в детском саду составляет условие реализации образовательной программы. Поэтому актуальность проблемы психологического обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста и роль детских образовательных дошкольных учреждений в обеспечении положительного эмоционального благополучия ребенка остается неизменно острой на протяжении всего развития педагогической и психологической науки и практики.
За последнее десятилетие увеличилось количество тревожных детей и эта проблема имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоциональная сфера.
Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.
Высокий уровень тревожности негативно влияет на социализацию ребенка, на его взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, таким образом, диагностика и коррекция тревожности на ранних стадиях является самой актуальной.
Дети с повышенной тревожностью, имеют проблемы, эмоциональной, двигательной зажатостью, часто лишены возможности передать свои переживания на бумаге. У них отсутствует или ослаблена мотивация к изобразительной деятельности, хотя объективно они нуждаются в творчестве гораздо больше, чем остальные дети.
Высокий уровень тревожности негативно влияет на развитие личности и может привести к дезадаптации и невротизации.
Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной.
Все вышеперечисленные аргументы и привели меня к изучению данной проблемы и разработке программы по коррекции высокой тревожности.
Теоретическая база опыта
Условия возникновения опыта
• Начала работу со сбора и анализа информации, отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, изучила исследования ученых, психолого - педагогическую литературу по тревожности и нетрадиционным методам рисования.
• Рассмотрела возникновение и причины тревожности у детей дошкольного возраста.
• Определила содержание и методы снижение тревожности у детей.
• Подготовила варианты занятий в игровой форме по снижению тревожности у детей.
• Выбрала методические рекомендации по проблеме тревожности для детей дошкольного возраста.
В их исследованиях рассматриваются различные определения тревожности, причины ее возникновения и усиления, ее влияние на деятельность, а также формы проявления тревожности.
Причинами формирования тревожности могут быть, как и природные, генетические факторы развития психики ребенка, так и социальные, раскрывающиеся в условиях социализации.
Многие исследователи, такие как В. И. Гарбузов, А. Маслоу, К. Хорни и др. отдавали большое значение в возникновении тревожности детско – родительским отношениям.
Е. А. Савина в возникновении детской тревожности считала неблагоприятное взаимодействие в семье и неправильное воспитание.
Одной из главных причин детской тревожности является неправильное воспитание, неблагоприятный тип взаимодействия в семье: нарушение детско-родительских отношений; завышенные требования со стороны воспитателей, педагогов и родителей; нарушение отношений со сверстниками; нарушения здоровья в физико-психической сфере.
Высокая степень тревожности имеет отрицательное влияние на формирование творческого мышления, для развития которого необходимо отсутствие страха перед новым, неизвестным.
Условия подбора техник и приемов, от которых зависит успешность снижение мышечного, эмоционального напряжения, снижение уровня личной тревожности у детей таковы:
1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники.
2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Изучив различные нетрадиционные техники рисования, я остановила свой выбор на нетрадиционных методах и приемов рисования манкой.
Работа с манкой снимает напряжение у детей, страх, зажатость, неуверенность.
Проанализировав все выводы и результаты исследований разных авторов, я пришла к выводу – что ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, удивление, повысит самооценку, снимет напряжение, зажатость.
Раздел 2. Технология опыта
Мотивы возникновения идеи:
Сейчас в педагогической науке и практике идет напряженный розыск новейших, необычных форм, методик и приемов работы и обучения.
Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующую гипотезу.
Гипотеза: Предполагается, что использование нетрадиционной техники работы с манной крупой, будут способствовать снижению высокой тревожности, снижению мышечного и эмоционального напряжения у ребенка.
Необычность состоит в том, что нетрадиционная техника рисования манкой позволяет детям быстро достичь желаемого результата.
Многие дети очень любят рисовать. Во время рисования у ребёнка снимается напряжение, зажатость, дети становятся более раскованными и расслабленными.
Это огромная возможность для детей думать, фантазировать, а самое главное это прекрасная возможность выразить свои чувства мгновенно в своем творчестве. Помогает ребёнку тренировать мелкую моторику пальчиков, что благотворно влияет на будущее развитие. Страх совершить ошибку и тем самым разочаровать окружающих, заставляет их замыкаться в себе, подавлять свои желания и стремления к деятельности.
Работа с манкой снимает напряжение у детей, страх, зажатость, поскольку ребенок имеет возможность в любой момент исправить созданный рисунок («исправить ошибку»).
Формируется представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, понюхать и так далее).
Развиваются умения активно употреблять слова, обозначающие действия и качества, и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие).
Цель и задачи педагогического опыта
Цель: Снижение мышечного, эмоционального напряжения, снижение высокого уровня личной тревожности у ребенка, нетрадиционными методами и приемами рисования манной крупой.
Задачи:
-Вызвать у детей интерес к нетрадиционными методами и приемами рисования манной крупой;
- продолжать формировать у ребёнка творческие способности;
- Снизить высокий уровень тревожности, мышечное, эмоциональное напряжение, снизить уровень личной тревожности у ребенка, нетрадиционными методами и приемами рисования манной крупой;
- Способствовать развитию и укреплению мелкой моторики рук; усидчивости; умению работать аккуратно, доделывать свою работу до конца;
- Способствовать развитию воображения, уверенности в собственные силы, поднятие самооценки, веры в свою уникальность.
Преимущества и новизна опыта
Преимущество этой техники. Манная крупа является пищевым продуктом, этот материал безопасен в работе с детьми разного возраста. Дети очень часто любят пробовать все, что попадется под руку, способны по неосторожности взять крупу в рот. Так же агрессивные или расторможенные дети, у которых нередко возникает желание кинуть ее в другого ребенка.
Попадая в глаза, она створаживается и не режет оболочку глаза ребенка, как песок. Манка – пищевой продукт, поэтому можно не беспокоиться, если в процессе игры ребенок попробует ее на вкус.
Манку можно красить гуашью, пищевыми красками, не только в разные цвета, но и оттенки (так как она белого цвета, которые вызывают восторг у детей. Манка безопасна даже для самых маленьких детей.
Дети узнают, что можно рисовать не только красками и карандашом, но и крупой.
В. М. Бехтерев писал, что движение руки тесно связано с речью и ее развитием. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Предлагаемая методика рекомендуется для использования с целью развития всех познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы любого ребенка.
Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.
Нетрадиционная техника рисования манкой играет важную роль в развитии ребенка: способствует развитию координации движений; укреплению мышц руки ; обогащению тактильного опыта ребёнка.
Поэтому я пришла к выводу о необходимости использования этой техники, которая создаст ситуацию успеха у детей, сформирует устойчивую мотивацию к рисованию тревожных, застенчивых, робких детей. К тому же
работая в парах, ребенок обучается навыкам общения и установления контакта группе сверстников.
М. М Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.
И. П. Павлов внёс большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, способствующую его формированию.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Новизна опыта
Новизна данного опыта подтверждается очень малым количеством каких-либо научных исследований по технологии работы с манкой, а также особенностей влияния нетрадиционных методов и приемов рисования манкой на снижение мышечного, эмоционального напряжения у ребенка.
Новизна опыта заключается в оптимальном комбинировании элементов известных методов : музыкотерапии, изотерапии, игротерапии, пальчиковых упражнений, дыхательных упражнений, загадок, физкультминуток в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью снижения мышечного, эмоционального напряжения, снижение уровня личной тревожности и развития эмоциональной сферы.
Срок реализации программы - 3 года.
Программа рассчитана на 1 год с учетом возрастных особенностей с детьми от 5 до 7 лет.
Режим занятий: 2-3 занятия в неделю, количество занятий - 12 в год.
Набор в группу осуществляется по результатам диагностики.
Наполняемость группы - 8 детей,
продолжительность одного занятия - 30 – 35 минут.
Занятия проводятся в кабинете 12 м 2.
Программа работы включает в себя 3 этапа.
I этап – Проводится диагностика, выявляется группа детей с повышенной тревожностью. Подготовительный. Работа с родителями и воспитателями.
II этап – основной (12 занятий) направленный на работу с детьми. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Обсуждение и установление правил работы с манкой. Работа занятия состоит из нескольких упражнений, Обратной связи и ритуала прощания.
III этап - завершающий. Проводится контрольная диагностика аналогично первой, позволяющая оценить эффективность работы.
Задачи музыкотерапии: Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций и переживаний, дает возможность застенчивым, тревожным, мнительным детям расслабиться.
-
Физкультминутки относятся к современным здоровьесберегающим технологиям, к ним относится пальчиковая гимнастика.
Самый лучший способ снятия утомляемости, это физические упражнения, физкультурные минутки. Они снимают напряжение мышц, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему.
Пальчиковая гимнастика. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве.
Работа с педагогами предусматривает : беседы, анкетирование, консультации по снижению высокой тревожности.
Работа с родителями предполагает: консультации, мини-лекции, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды.
Диагностические методы в работе с ребенком : наблюдение, беседа анкетирование, диагностика с помощью диагностических методик : М. Дорки,В. Амена, Р. Тэммл «Выбери нужное лицо»; Л. Дюсс «Сказка».
Методы оценки :
Результативность участия ребенка в программе оценивается:
- по результатам первичной и заключительной психодиагностики;
- на основе обратной связи от родителей и педагогов
- через наблюдение изменений в поведении ребенка.
Для оценки эффективности занятий по программе по окончанию курса проводится итоговая диагностика, аналогичная первичной.
Сравнение результатов первичной и заключительной диагностики позволяет оценить динамику развития ребенка и соответственно эффективность работы программы.
Определение условий, позитивно влияющие на результативность опыта :
- совместная работа с воспитателями, детьми, родителями;
- сюрпризные моменты в играх;
-совместная работа детей в парах;
- работа с простой и цветной манной крупой;
- физ. минутки, дыхательные,пальчиковые упражнения, музыка.
Определение условий, негативно влияющие на результативность опыта :
- физические упражнения выполняются в стесненном положении детей (из - за недостаточного пространства в кабинете);
- пропуск профилактических занятий (с болезнью детей);
-пассивность некоторых родителей (нежелание включаться в проблемы своих детей, не посещение собраний, мини- лекций).
Структура игрового занятия.
Ритуал приветствия – 1-2 минуты.
Коррекционно-развивающий этап- 20 -25 минут
Разминка (физ. минутки,дыхательные,пальчиковые упражнения)– 3- 5 минут
Обратная связь -3- 5 минут.
Ритуал прощания – 1-2 минуты.
Каждое занятие строится по единой структуре:
- приветствие, для установления тесного контакта, который позволяет, снять напряжение и настроить ребят на работу в группе;
- Вхождение в игру МАННОЧКИ и МАРКУШИ (оформлен красиво мешочек манки в виде лица, с помощью которых ведется занятие и погружает в тематику занятия;
- реализация программы и обсуждение темы занятия;
- обратная связь.
- ритуал прощания.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся с чередованием самостоятельной работы ребенка, в парах, группой, активный диалог с обсуждением, показа инструкции по выполнению задания.
Занятия с манкой имеют несколько способов работы:
Задания подбираются с учётом их постепенно возрастающей сложности.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся с чередованием самостоятельной работы ребенка, в парах, группой, активный диалог с обсуждением, показа инструкции по выполнению задания.
Занятия с манкой имеют несколько способов работы:
1 способ – Рисование на подносе манкой. Надо насыпать слой манки толщиной примерно 2-3 мм (6-8 столовых ложек) на поднос, разровнять.
Дети отгадывают загадки, рисуя ответ на своем подносе;
работают в парах, выполняя действия соседа и наоборот выполняют другое действие («Повтори»; «Сделай как я»; «Сделай по-другому»).
На установление позитивно - эмоционального контакта очень интересная игра «Пальчиковые походы». Работают дети в паре, один ребенок закрывает маской глаза, другой ребенок закапывает мелкие игрушечки и направляет руку ребенка на то место, где ребенок, двигаясь двумя пальчиками, должен найти игрушки и угадать их (затем меняются). Очень интересные подобраны пальчиковые игры с манкой, которые развивают мелкую моторику рук.
Пальчиковая гимнастика «Прогулка» (дети выполняют упражнение двумя руками на манке, имитируем ходьбу пальчиками, кормление птичек, сжимают в кулачки манку имитируя в руке снежок и т. д) ; Упражнение "Узоры на манке"(дети создают на своем подносе узоры,затем украшают свой узор фасолью, мелкими различными фигурками);
Упражнение «Пальчики рисуют» (Надо двумя руками рисовать, по очереди меняя пальчики (показать, с начало рисуем большими пальчиками, потом указательными и т. д. от самого центра круга).
Детям очень нравится игра с сюрпризом, упражнение «Вулкан - Сюрприз»
(дуя в коктейльную трубочку на горку манки, появляется сюрприз в виде мини – конфетки). Так же дети работают с трафаретом, засыпают его манкой, аккуратно его убирают, затем украшают фасолью.
2 способ – Это метод работы выполняется на темном картоне, с помощью ватной палочки, кисточки, трубочки, клея ПВА. Ватной палочкой создается рисунок, с помощью клея ПВА, засыпается простой манкой.
Другой метод работы заключается в том, что надо нарисовать или с готового шаблона рисунка перевести через копирку с помощью карандаша понравившейся рисунок. С помощью кисточки нанести клей на контур рисунка и в трубочку (маленький кулечек) насыпать манку, придерживая дырочку снизу пальчиком и насыпать манку по контуру рисунка.
3 способ - Дети выбирают рисунок или с готовых шаблонов переводят через копирку рисунок, на белый картон. Намазывают клеем контур рисунка или внутри (другой метод) рисунка, насыпают на клей манку, лишнюю манку убирают. С помощью гуаши раскрашивают рисунок.
4 способ – Дети создают рисунок сами или выбирают рисунок. С готовых шаблонов переводят через копирку рисунок, на белый картон. Намазывают клеем контур рисунка или внутри (другой метод) рисунка, насыпают на клей цветную манку, лишнюю манку убирают.
Покрасить манку можно: пищевой краситель или гуашь смешать 1 ч. л., водка 2 ст. л. Высыпать манку в контейнер, добавить краситель, хорошо перемешать, пока не получится нужный цвет. Выложите манку на поднос так, чтобы она не слиплась.
Самостоятельная работа проходит с сопровождением музыки. Использование музыки помогает детям, раскрепоститься, расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества.
На всех занятиях присутствуют две подружки МАННОЧКА И МАРКУША, которые создают на занятии игровые моменты, приносят детям загадки, дети выполняют композиции из манки. МАННОЧКА И МАРКУША, создают для детей положительный тон, когда не могут выбрать лучший рисунок, потому что им нравятся все рисунки. Все занятия проходят в игровой форме, в которую дети входят с удовольствием и большим интересом. Детям очень нравятся эти занятия, с которых уходят веселыми и общительными. Физкультурные минутки и дыхательные, пальчиковые упражнения проводятся в середине (конце) занятия. Они особенно важны для снятия мышечного напряжения и есть время, чтобы подсох рисунок для следующей работы.
Раздел 3. Результативность опыта
Для определения уровня высокой тревожности ребенка, эмоционального проявления были использованы методики (Р. Тэммл, В. Амен,М. Дорки) «Выбери нужное лицо» и «Сказка»(Л. Дюсс)
В результате первичной диагностики были выявлены дети с повышенной тревожностью в 2015-2016 учебном году - 8 детей ; в 2016-2017 учебном году – 19 детей ; в 2017 -2018 учебном году - 14 детей, старшей и подготовительных групп. Всего -41 ребенок за 3 учебных года.
В результате исследования было отмечено, в основном дети переживают тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (точнее выполнение требований взрослых; агрессия со стороны родителей, других детей; наказания; игнорирование родителей и детей).
В процессе исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли беспокойство, неуверенность в себе, в правильности своих ответов. У некоторых проявлялись вредные привычки невротического характера - кусали ногти, качали ногой, сползали со стула.
У некоторых из этой категории детей можно было наблюдать физиологические признаки повышенной тревожности – учащалось дыхание, потели ладони рук, проявлялись покраснения в области лица и шеи.
Как правило, у этих детей наибольший уровень тревожности.
Дети были зачислены в коррекционные группы, с которыми были проведены занятия по снижению высокой тревожности.
Итоги всех групповых исследований были доведены до сведения педагогов и родителей, были даны рекомендации по дальнейшей работе с детьми. В течение учебного года проходило динамическое наблюдение за детьми в различных видах деятельности. Были беседы, мини - лекции с родителями и педагогами по коррекции и работе с тревожными детьми.
После проведенной коррекционной работы с детьми, по программе,
была проведена повторная диагностика тревожности аналогичной первой, которая показала положительные результаты этой программы.
Диаграмма сравнительных результатов высокой тревожности у детей
за 3 учебных года с 2015 по 2018 год.
Первичная диагностика
Высокий уровень - 41 детей - 48 %
Средний уровень - 23 ребенка - 27 %
Низкий уровень - 22 ребенка - 26 %
Повторная диагностика
Высокий уровень - 0 детей - 0 %
Средний уровень - 0 детей - 0 %
Низкий уровень - 40 детей - 100 %
После проведения коррекционно - развивающих занятий с детьми, уровень тревожности снизился, возрос уровень оптимизма.
На основе бесед с родителями, воспитателями, можно отметить, что дети показали изменения в поведении дома и в детском саду, а также и в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Дети научились налаживать отношения со сверстниками, вследствие чего у них появилось больше доверия к окружающим. Они стали более самостоятельными, активными, решительными, менее капризными и беспокойными. Научились менее эмоционально воспринимать неудачи и не бояться новых видов деятельности.
Заключение
Подводя итог можно сказать, что работа в этом направлении дает положительный результат. У большинства детей повысился интерес к изобразительной деятельности. По мнению детей занятия с манкой это любимая деятельность. Дети с радостью идут на занятия.
Это свидетельствуют о положительной динамике развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, вследствие чего можно сделать обобщающий вывод о следующем : разработанная мною программа
«Нетрадиционные методы и приемы рисования, направленная на снижение мышечного, эмоционального напряжения, снижение уровня личной тревожности 5-7 лет» дала хорошие результаты, доказала и подтвердила эффективность применения ее на практике.
Предлагаемая программа рекомендуется для использования с целью развития всех познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы любого ребенка.
Эту программу можно применять в работе педагога-психолога; логопеда; воспитателям в детских садах; педагогам дополнительного образования во всех учреждениях, которые работают с детьми.