Татьяна Петровна Белоусова
Формирование социально-коммуникативных навыков у детей 5–7 лет через малые формы фольклора
▼ Скачать
Управление образования Тайшетского района МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО
Обобщение опытом работы
Тема: «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей 5-7 лет через малые формы фольклора»
Подготовила: Белоусова Татьяна Петровна,
воспитатель МКДОУ детский сад № 4 г. Бирюсинска
2023 год
Добрый день, уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего сообщения «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей 5-7 лет через малые формы фольклора»
Публикация «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей 5–7 лет через малые формы фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В процессе формирования социально-коммуникативных навыков ребенок приобретает практические умения, которые позволяют ему адаптироваться в обществе. В ФГОС ДО для решения данной проблемы выделены две образовательные области «Социально - коммуникативное развитие» и «Речевое развитие». Это не случайно. Ведь от того, насколько хорошо ребенок умеет владеть своей речью, зависит успешность в учебе, жизни, социализации.
Современные дети дошкольного возраста испытывают трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, в выражении своих чувств и эмоций, что тесно связано с зависимостью от телевизора и интернет гаджетов. Часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, речевой культуры, доброжелательности в отношениях между людьми.
Чтобы решить данную проблему, я начала поиск оптимальных средств социально - коммуникативного развития. Для этого, я решила использовать произведения русского фольклора, как наиболее простого и доступного для восприятия детьми материала. Фольклор — это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Детский фольклор — это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.
Работа проводится в разных видах деятельности:
На занятиях используем: песни, стихи, поговорки, пословицы, загадки. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.
Участие в различных сценках, постановках помогает детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
На прогулке, часто используются считалки, которые помогают вести честную игру, не ссориться, развивают умения договариваться, выбрать водящего.
Наш сад находится в очень удобном месте, у нас рядом находится лес, и мы с детьми часто ходим на экскурсии. Где для наблюдений за сезонными явлениями использую элементы устного народного творчества - загадки, старинные приметы, стихи.
В нашем детском саду традиционно проводятся следующие фольклорные праздники :
«Осенины» - на котором дети читают стихи, рассказывают о приметах, отгадывают загадки, играют.
«Колядки» - дети знакомятся с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество, с обрядом колядования; приобщаются к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
«Масленица» - Как положено на празднике, дети от души веселятся: водят хоровод вокруг Масленицы, поют русскую народные песню «Блины», частушки, играют в игры: «Гори, гори ясно», состязаются в конкурсах; «Перетяни канат», «Кто дальше бросит валенок», «Перенеси блин», отгадывают загадки, кричат заклички. Традиционно праздник заканчивается угощением вкусных и ароматных блинов, которые с любовью готовят родители наших воспитанников.
«Ивана –Купала» - праздник проходил на свежем воздухе, дети были одеты в русские народные костюмы. В ходе мероприятия дети познакомились с историей возникновения данного праздника, его традициями, обрядами и играми.
12 июля совместно с Бирюсинским краеведческим музеем был проведен праздник косоворотки. Где дети знакомились со старинным инвентарем по стирке и глажке белья, пробовали сами гладить по старинке. Также водили хороводы с русскими народными песнями, играли в народные игры.
Во время таких праздников дети не только учатся взаимодействовать друг с другом, развивают свои эстетические чувства, но и знакомятся с культурой своей народа, а также с традициями, которые пришли к нам из глубокой древности и некоторые сохранились и по сей день.
Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе дает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Создан уголок социально – коммуникативного развития, мини библиотека, мини- музей «Комната старины», центр сюжетно –ролевой игры, уголок конструирования, театральный уголок. Созданы картотеки пальчиковых игр и потешек.
Для удобства обыгрывания сказок мною был создан сундучок «В гостях у сказки». Где собраны нарисованные герои русских народных сказок, дети могут брать и на фланелеграфе показывать сказки, сами выбирают себе персонажа, договариваясь между собой, что они будут показывать и рассказывать сказку. Также в этом сундучке находятся иллюстрации, которые можно соотнести той или иной пословице.
С родителями были проведены: консультации «Роль потешек в социально – коммуникативном развитии дошкольников»
-памятки для родителей: «Сказка – это важно!», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста»;
-буклеты: «Фольклор – кладезь народной мудрости», «Малые формы фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков», «Приобщение детей к истокам народной культуры».
Результатом работы стали следующие изменения:
Дети знают и используют потешки, песенки, стишки, в разных видах деятельности, охотно показывают сказки, как в драматизации, так и на фланелеграфе.
Появилось доброжелательное отношение к окружающим, открытость в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.
Повысился интерес к различным видам народных игр, участию в совместных играх.
Так как коммуникативные навыки личности закладываются в раннем детстве и формируется на протяжении всей жизни, можно сделать вывод, что очень важно развивать у детей социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками, и я считаю, что через малые формы фольклора это сделать легко и доступно, а также интересно детям.
Работа в данном направлении будет продолжена, для этого я планирую:
1. Продолжать обогащать методический материал в виде лепбуков и проектную деятельность, развивающую среду в группе
2. Усовершенствовать систему работы с родителями путем сотворчества и приобщения родителей к активному участию в воспитании детей :
-родительские собрания;
-общие фольклорные праздники;
-организации выставок народного прикладного искусства
Проект решения:
1. Принять информацию к сведению.
2. Рекомендовать педагогам использовать в работе со старшими дошкольниками малые фольклорные формы в различных видах детской деятельности: игре, общении, образовательной деятельности, а также в тесном сотрудничестве с музеем. С целью усвоения норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.