Taтьяна Мартыновская
Театрализованная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе образования цель воспитания формулируется как помощь личности в разностороннем развитии.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи);
- связной речи – (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Так невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Работая с детьми раннего возраста, я убедилась на практике в том, что насколько важно не упустить возможность использования именно этого периода для формирования и развития речи.
Третий год жизни – это переходный период в жизни ребёнка от раннего к дошкольному возрасту.
Речь детей развивается как средство общения с окружающими. Малыш понимает обращённую к нему речь взрослого. С помощью собственной речи ребёнок учится устанавливать контакты с другими людьми, включаться в диалог, добиваться собственных целей.
С 1 сентября 2016 года начали приём детей в группу раннего возраста. У пришедших в детский сад детей наблюдалось отставание в развитии речи, многие малыши вообще не разговаривали.
Поэтому я выбрала направление своей работы: «Театрализованная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста».
Цель:
Формирование интереса детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.
Задачи.
Создание условий, обеспечивающих нравственное здоровье воспитанников, условий развития речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.
Приобщение детей к театральной культуре (знакомство с разными видами кукольных театров).
Формирование у детей раннего возраста простейших образно-выразительных умений (умение имитировать характерные движения сказочных животных).
Поддерживание интереса к кукольным и драматическим спектаклям.
Развитие умения сопереживать.
Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Задача взрослых - вовремя создать условия для её появления и развития.
В построении педагогического процесса в группе раннего возраста я использую театрализацию в разных видах деятельности : в режимных моментах, например, в воспитании КГН персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; перед сном поёт колыбельную.
Использую персонажи - игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции.
Также персонажи – игрушки выступают, как сюрпризные моменты во время образовательной деятельности; для организации подвижных игр.
Разыгрываю для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, стараюсь вызвать у детей желание включаться в спектакль (например, поют вместе с Колобком его песенку, заканчивают фразу персонажа «Я мышка-норушка», дети после представлений берут кукол-артистов, рассматривают, играют с ними.
Так, незаметно для себя, малыши включаются в театральную игру, т. е. от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.
Театральная игра способствует развитию таких качеств личности: как наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки.
Свою работу строила по направлениям:
Изучение психолого - педагогической литературы по проблеме театрально-игровой деятельности ее влияния на развитие речи детей раннего возраста.
Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую не только совместную театрализовано - игровую деятельность, но и являющуюся основой самостоятельного творчества каждого ребенка.
Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами театрализованной деятельности.
Проведение мероприятий для родителей.
В группе организован уголок театрализованной деятельности (пальчиковый театр, настольный, би-ба-бо, вязаный,баночный,театр масок.); уголок книги с русскими народными сказками, потешками, песенками, папки с иллюстрациями «Расскажи сказку».
В соответствии с программой был составлен перспективный план работы по театрализованной деятельности. (Приложение 1.)
В своей работе я использовала разные формы театральной деятельности :
1. Пальчиковый театр
2. Настольный театр
3. Театр – книжка
4. Театр резиновой игрушки
5. Вязаный театр и другие).
С музыкальным руководителем подготовили и провели самый первый в жизни малышей праздник «Новый год»
Свою работу строю в тесном контакте с родителями.
Консультации:
«Игры, развивающие движения кисти», «Пальчиковая гимнастика»; «Взял я в руки карандаш…»
«Развитие речи, движений и голосового аппарата детей раннего возраста»
Папка-передвижка:
«Игрушка для малыша, что азбука для первоклассника».
Родительское собрание:
«Игры – не забава».
Поэтому выбранное направление педагогической деятельности всегда актуально, потому что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей. Лучше начинать ею заниматься с раннего возраста, так как ранний возраст является сензитивным для развития речи.
Литература:
Караманенко Т. Н, Караманенко Ю. Г. Кукольный театр-дошкольникам. Изд. 3-е, перераб. – М. : Просвещение,
Лямина Г. М. Развитие речи ребёнка раннего возраста. Айрис-Пресс, 2006 г.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М. : Просвещение, 1982. .
Орлова Ф. М. и Е. Н. Соковнина Е. Н. Нам весело. Изд. 2-е, исп. и доп. М. : Просвещение, 1973.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., исп. доп. – М. ; Мозаика-Синтез, 2005.
Фурмина Л. С. Развлечения в детском саду. М. : Просвещение, 1975
Приложение 1.
Перспективный план.
Театрализованная деятельность
Сентябрь
1. Этюд «Наши уточки с утра»
2. Театрализованная игра «Солнышко-вёдрышко»
Октябрь
1. Этюд «Пошёл котик на торжок»
2. Магнитный театр «Колобок»
3. Театр Би-ба-бо «Козлятки и волк»
Ноябрь
1. Чтение потешки «Еду, еду к бабе, к деду»
2. Театр мягкой игрушки «Три медведя»
3. Настольный театр «Теремок»
Декабрь
1. Этюд «Наша Маша маленька…»
2. Театрализованная игра «Снег, снег кружится»
3. Настольный театр «Ёлка в лесу у Деда Мороза»
Январь
1. Пальчиковый театр «Теремок»
2. Настольный театр «Заюшкина избушка»
Февраль
1. Этюд «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»
2. Настольный театр «Кто в домике живёт?»
3. Инсценировка по стихотворению Н. Саконской «Где мой пальчик?»
Март
1. Инсценировка «Ты, собачка, не лай…»
2. Вязаный театр «Репка»
Апрель
1. Этюд «Курочка-рябушечка»
2. Пальчиковый театр «Курочка Ряба»
3. Инсценировка по стихам А. Барто «Игрушки»
Май
1. Подготовка к спектаклю «Теремок» (разучивание текста)
2. Подготовка к спектаклю «Теремок» (мимика, жесты, движения)
3. Спектакль по р. н. с. «Теремок»
Приложение 2.
Этюд «Наши уточки с утра»
(для театра картинок на фланелеграфе)
Для проведения этого этюда потребуется: фланелеграф, картинки с изображением уточек, гусей, голубей, курочек, индюка и петушка.
Ведущий поочередно, в соответствии с текстом, выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением нужных птиц и читает потешку, подражая «голосам» персонажей.
Наши уточки с утра
Ведущий. Наши уточки с утра -
Ребенок. Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Ведущий. Наши гуси у пруда -
Ребенок. Га-га-га! Га-га-га!
Ведущий. А индюк среди двора -
Ребенок. Бал-бал-бал! Балды-балда!
Ведущий. Наши гуленьки вверху -
Ребенок. Грру-грру-у, грру-у, грру-у!
Ведущий. Наши курочки в окно -
Ребенок. Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!
Ведущий.
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет
Ребенок. Ку-ка-ре-ку!
Приложение 3.
Этюд «Курочка-рябушечка»
(для театра масок)
Для проведения этюда потребуется: маска с изображением курочки.
Ведущий читает малышам несколько раз потешку. Затем задает им вопросы по содержанию.
Вопросы детям:
. Кто пошел на речку?
. Зачем курочка пошла на речку?
. Зачем курочке водичка?
. Как цыплятки просят пить?
После этого нужно выучить с детьми потешку наизусть и прочитать ее по ролям, предложив детям роль курочки. Затем можно поменяться ролями, предложив малышам роль ведущего.
Курочка-рябушечка
Ведущий
Курочка-рябушечка,
Куда ты пошла?
Ребенок
На речку.
Ведущий
Зачем ты пошла?
Ребенок
За водичкой.
Ведущий
Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
Ребенок
Цыпляток поить.
Ведущий
Курочка-рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
Ребенок
Пи-пи-пи,
пи-пи-пи!
Приложение 4.
Спектакль «Теремок»
Для проведения этого спектакля потребуются декорации: теремок (из мягких модулей, маски - мышки, лягушки, зайчика, лисы, волка, медведя.
Теремок
(по русской народной сказке)
Действующие лица:
Мышка.
Лягушка.
Зайчик.
Лиса.
Волк.
Медведь.
Ведущий. Стоит в поле теремок.
Бежит мимо мышка-норушка.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает.
Мышка. Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
Ведущий. Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает.
Лягушка. Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка. Я, мышка-норушка! А ты кто?
Лягушка. А я лягушка-квакушка.
Мышка. Иди ко мне жить!
Ведущий. Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик.
Остановился и спрашивает.
Зайчик. Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка. Я, мышка-норушка!
Лягушка. Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик. А я зайчик-побегайчик.
Мышка. Иди к нам жить!
Ведущий. Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. Идет лисичка-сестричка.
Постучала в окошко и спрашивает.
Лиса. Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка. Я, мышка-норушка!
Лягушка. Я, лягушка-квакушка.
3аичик. Я, зайчик-побегайчик.
Мышка. А ты кто?
Лиса. А я лисичка-сестричка.
Мышка. Иди к нам жить!
Ведущий. Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает.
Волк. Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка. Я, мышка-норушка!
Лягушка. Я, лягушка-квакушка.
Зайчик. Я, зайчик-побегайчик.
Лиса. Я, лисичка-сестричка.
Мышка. А ты кто?
Волк. А я волчок-серый бочок.
Мышка. Иди к нам жить!
Ведущий. Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый.
Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь.
Медведь. Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка. Я, мышка-норушка!
Лягушка. Я, лягушка-квакушка.
3аичик. Я, зайчик-побегайчик.
Лиса. Я, лисичка-сестричка.
Волк. Я, волчок-серый бочок.
Мышка. А ты кто?
Медведь. А я медведь косолапый.
Мышка. Иди к нам жить!
Ведущий. Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит.
Медведь. Я лучше у вас на крыше буду жить.
Мышка. Да ты нас раздавишь!
Медведь. Нет, не раздавлю.
Мышка. Ну, так полезай!
Ведущий. Влез медведь на крышу.
Только уселся - трах - раздавили теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. (Медведь повалил теремок.) Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы.
Все герои сказки строятся перед поваленным теремком.
Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
Герои поднимают мягкие модули и строят теремок.