Асия Калина
Обобщение опыта работы «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности«
Одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте является развитие речи. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.
Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности„» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Данная проблема определила цель углубленной работы по теме : развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности. Так как театрализованная деятельность - это одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Разработать систему работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
2. Совершенствовать средства, методы, приёмы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
3. Обобщить опыт работы развития связной речи, детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности.
4. Установить взаимодействие родителей, воспитателей для обеспечения единства требований при реализации задач с целью обогащение связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.
Изучив методическую литературу по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности», пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка, стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. В театральной игре формируется диалог, эмоционально - насыщенная речь. Дети лучше усваивают произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причины обусловленности.
Для успешной работы по выбранной мною темы «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности» мною в группе оформлен центр театральной деятельности.
В театральном центре предоставлено разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, пальчиковый театр, театральные атрибуты для различных игровых позиций, декорации, книги, маски, костюмы, ширмы.
Центр театрализованной деятельности разнообразен различными видами театров : настольно - конусный, театром вязаной игрушки, пальчиковый театр, театр картинок (фланелеграф, театр на ложках, театр топотушки, театр кукол би- ба- бо» и т. д. Театральный центр регулярно пополняется разработками конспектов НОД, сценарием развлечений по теме мой квалификационной работы.
Создала картотеки игр и упражнений «Скороговорки», чистоговорки», «Загадки», «Пальчиковые игры», «Фольклорные произведения», театральных этюдов, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, упражнений по ритмопластике, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.
Я оформила развивающую среду нашей группы не только традиционными видами театра, но и нетрадиционными, а также оборудованием и разными материалами для театральной деятельности. Такими как:театр кукол би-ба-бо
пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, театр кукол из бумажных конусов, театр «из коробочек», театр на стаканчиках, театр на палочках театр на ложках театр на ложках маски сказочных персонажей, различные атрибуты для спектаклей.
Дети с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. А уголок ряженья позволяет им изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
Развивающая среда постоянно обновляется, доступна детям, мобильна, что позволяет удобное ее использование в различных образовательных и игровых ситуациях. Изменяя предметно – пространственную развивающую среду, я заметила, что дети чаще играют в театрализованные игры. Активно принимают участие в постановках, инсценировках. С большим желанием дети выступают перед родителями и малышами. А главное всё это способствует развитию связной речи детей.
В своей работе так же использую : просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, режиссерские игры. В свободное время дети организовывают художественно-творческую деятельность : рисование, аппликация, лепка по теме произведения.
Формирование связной речи посредствам театрализованной деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:
выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, коллективное творчество, консультации, совместные праздники,создание предметно-развивающей среды.
Участвовала в районном методическом мероприятие «Организация инновационной и опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ»Являюсь членом жюри II Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогов, преподавателей, учителей, воспитателей, «Сердце отдаю детям» 2018 год.
Проведя мониторинг, на начальном этапе, я пришла к выводу, что у детей не богат словарный запас слов. Они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки.
По итогам заключающего мониторинга, я пришла к следующему выводу: при выполнении заданий по монологической и диалогической речи большинство ребят проявили свои возможности.
Сравнительный мониторинг детей показал, что результаты выполнения заданий стали намного выше, уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста повысился, это говорит о том, что реализованные в течение учебного года условия улучшили процесс развития связной речи.
Речевая активность детей в основном находится на высоком и среднем уровне, это говорит о том, что проведена огромная работа в этом направлении. В дальнейшем необходимо продолжать последовательную и систематическую работу по формированию монологической речи, которая позволит качественно улучшить навыки связных высказываний.
Считаю, что театрализованной деятельность является эффективным методом развития связной речи в образовательном процессе. Так как дети стали лучше говорить, общаться с взрослыми, обращаться за помощью, активно вступать в речевое взаимодействие со сверстниками, научились более связно и логично выражать свои мысли.
Исходя из полученных результатов, считаю работу по театрализованной деятельности очень перспективной. В своём опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я показала в своей работе, что благодаря театральным играм можно улучшить степень речевого развития детей. И поскольку тема эта интересна как мне (педагогу, так и детям, то хочется продолжать работать над ней и дальше. Мною запланировано разработать конспекты НОД по развитию связной речи детей посредствам театрализованной деятельности, пополнить развивающую предметно пространственную среду в группе, создать теневой и платочный театры, познакомить детей с новыми видами театра, совместно с родителями провести тематические вечера «Сказочный мир» и «В гостях у театра»», в которых родители станут активными участниками действий.