Наточий Яна Николаевна
Лэпбук как форма взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
“Чудо – папку открываю,
Много нового узнаю”
Актуальность
Проблема развития познавательной активности у детей является актуальной. В особенности она важна в отношении детей старшего дошкольного возраста. Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Необходимо развивать в детях умение быть пытливыми, общительными, умеющими не теряться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными и творческими личностями.
Публикация «Лэпбук как форма взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Какие же формы работы по развитию познавательно-исследовательских способностей детей будут наиболее оптимальными? Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои познавательные горизонты по данному вопросу?
В связи с этим передо мной встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Результатом такого поиска стала новая технология, интересное методическое пособие – лэпбук. В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга).
Мы предположили, что повышение познавательной активности дошкольников возможно только при совместном взаимодействии взрослого и ребенка и при выполнении определенных условий: создания развивающей среды, систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, формирования устойчивого интереса дошкольников к игровой технологии.
В связи с чем определили тему моего приоритетного направления:
«Лэпбук как форма взаимодействия с детьми дошкольного возраста».
«Лэпбук» – это та технология, которая является одним из видов совместной деятельности взрослых и детей. Технология использования лэпбука – это технология личностноориентированного обучения, которая направлена на максимальное развитие (а не формирование заранее заданного) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта.
Цель использования лэпбука – формирование у дошкольников познавательной активности, поисково-исследовательских способностей, развитие мыслительных способностей в условиях образовательного пространства.
Задачи:
1. Научить дошкольников ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения.
2. Обучать детей всесторонне смотреть на проблему.
3. Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.
4. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).
5. Развивать общую моторику детей.
6. Развивать поисково-исследовательские навыки детей.
7. Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма, товарищеский взаимопомощи.
Лэпбук – это пособие, книжка-раскладушка или самодельная папка которое имеет яркое оформление, чёткую структуру и интересно оформленный материал. В этой папке собирается материал по определенной теме. Различные развивающие и творческие задания «спрятаны» в кармашках, «окошках», обычных и фигурных конвертах, разных блокнотах, мини-книжках, книжках-гармошках, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. Выполняя задания на схемах, рисунках, в играх, на карточках ребенок может в лёгкой и непринужденной форме узнавать что-то новое, проводить наблюдения, закреплять и совершенствовать свои знания по определенной теме. Лэпбук - тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с окружающим, развивает речь, знакомит детей с сенсорными представлениями (цветом, формой, величиной) и т. д.
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-обладает вариативной функцией (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста (материалы и содержание подбираются согласно возрасту детей);
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Чем для меня стала привлекательна данная форма работы с детьми?
- Лэпбук помогает ребенку организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал;
- Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденный материал.
- Лэпбук можно использовать как разновидность метода проекта.
- Эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
- Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности;
- Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку: организационную (экскурсии, походы, техническую (фото, видео, информационную (сбор информации для лэпбука, v мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса. В отличие от Информационно-коммуникационных технологий, которые активно внедряются в педагогический процесс дошкольных образовательных учреждений, явный минус использования ИКТ, то что они замещают живое эмоциональное общение детей с педагогом, с родителями, детей друг с другом.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми :
- включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;
-добровольное присоединение детей к деятельности;
-свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
-открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).
Работа с технологией «Лэпбук» в разных возрастных группах имеет свои особенности. Данную технологию можно использовать, начиная с первой младшей группы. На этом возрастном этапе выбор темы, изготовление лэпбука осуществляет педагог (малыши могут просто листать, открывать окошки книжечки). Начиная со второй младшей группы, педагог постепенно вовлекает детей к изготовлению и наполнению информации Лэпбука (дети с помощь воспитателя могут определить тему, вносить рисунки по данной теме, участвовать в изготовлении карточек, совместно с родителями собирать информацию : стихи, загадки). С детьми среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук можно изготавливать совместно.
Что дает лэпбук в работе педагогу?
- Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования. - Способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности. - Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. - Обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми. - Способствует творческой самореализации педагога.
Для ребенка лэпбук - это помощник :
В понимании и запоминании информации по изучаемой теме.
В приобретении ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
В повторении и закреплении материала по пройденной теме;
В организации информации по изучаемой теме : он помогает лучше понять и запомнить изучаемый материал.
В организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
В развитии творческого мышления, познавательного интереса.
В развитии мелкой моторки (в лэпбуке содержится множество по-разному раскрывающихся кармашков, окошечек, книжек раскладушек).
В оформление результатов совместной проектной деятельности;
В творческом взаимодействии с родителями (в ходе совместного изготовления, в процессе реализации совместного проекта).
Нам хотелось бы представить вашему вниманию Лепбуки, изготовленные вместе с детьми старшего дошкольного возраста как результаты реализации проектов: изготовлен
Лепбук – «Пожарная безопасность» (Проект «Безопасное детство»)
Цель: Закрепление элементарных правил пожарной безопасности с детьми, развитие у них чувства самосохранения.
Содержание: Этот Лепбук содержит изготовлен в виде книги, в котором представлены развивающие элементы.
1. Комплект карточек «Знаки эвакуации и пожарной безопасности», д/и «Найди и назови знак».
2. Карточки в кармашках: «Пожарная техника», «загадки», «Правила пожарной безопасности», Пазл.
3. Макет «Пожарный щит». С помощью него дети могут познакомиться с первичными средствами пожаротушения.
Лепбук - «Поговорим о деньгах». В рамках реализации проекта «Азбука финансов» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ первоначальных представлениях о финансовой грамотности.
Содержание: 1. Кармашек «Что такое деньги?». Это краткая информация в виде мини-книжки, сопровождающаяся картинками.
2. Мини-книжка «Как заработать деньги». Познакомить детей со способами зарабатывания денег.
3. Мини книжка-раскладушка «Что такое налоги?». Цель: дать понятие о налогах и их необходимости.
4. Конвертик с карточками «Куда идут налоги», в какие сферы жизни.
5. Мини книжка-раскладушка «Какие бывают деньги?». Цель: познакомить детей с видами денег.
6. Мини гормошка «Как экономить деньги?». Цель: познакомить детей со способами экономии денег.
7. Конвертик с карточками «Пословицы и поговорки» Цель: знакомство детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками.
8. Раскраски. Цель: развитие речи, воображения, фантазии детей.
Лепбук - «Профессии».
Цель: дополнить и обобщить знания детей о профессиях, атрибутах, необходимых каждой профессии.
Содержание: Выполнен в виде книжки-гармошки. В котором имеются конвертики: расскажи о профессиях, что лишнего, собери картину, раскраски, загадки. Пройти лабиринт и помочь космонавту добраться до ракеты. Также подобрать нужные предметы для той или иной профессии, которые нужны для работы. И соотнести профессию с местом работы.
Также у нас имеются Лепбуки по темам: «Осень», «Зима», «Весна».
Цель: Способствуют расширению и закреплению представлений детей об основных признаках времени года, происходящих в неживой и живой природе и у людей при наступлении этого времени года.
Содержание: изготовлены в форме книги, каждая книга наполнена определенным содержанием. Содержание может меняться, может дополняться новой информацией по мере усвоения детьми предложенного материала. Также присутствуют такие элементы как: книжки гармошки, фигурные кармашки, конверты.
А вот Лепбук «Весна» изготовлен в виде папки-раскладушки. Он очень объёмный и наполнен с двух сторон интересными, красочными заданиями для детей. Такими как: каартинки с первоцветами, собери разрезную картинку, насекомые, одежда весной, сюжетные картинки, рисуем по клеточкам, логические цепочки, признаки весны они все находятся в конвертах, где дети могут взять и рассмотреть самостоятельно. А с другой стороны находятся: картотека опытно-экспериментальных опытов, стихотворения, дидактическая игра «живая и неживая природа», ромашка «признаки живой природы», дидактическая игра «найди вторую половинку» и «что нужно растениям и животным», а ещё собери пазл и раскраски.
Это был результат работы последних двух лет со старшими дошкольниками. А сейчас работая с детьми младшего дошкольного возрастом, и попыталась внедрить эту технологию с этими детьми, она оказалось тоже удачной. Совместно изготовленные Лепбуки вместе с детьми и родителями такие как:
«Огород на подоконнике»
Цель: Формировать представление детей об огороде, и то что можно посадить.
Содержание:
Лепбук - по развитию речи «Волшебная страна»
Цель:
Содержание: Это функциональная, папка-раскладушка, которая включает в себя различные игровые задания и игры в кармашках. В папку входят игры:
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать выводы о том, что в современном образовательном процессе практическая значимость опыта использование Лепбуков весьма ценна как для педагогов, так и для детей и их родителей.
Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении познавательных задач. Изучаемый материал успешно используется с детьми в повседневной жизни.
Спасибо всем за внимание!