Руфия Нажмутдинова
Обобщение опыта работы по самообразованию «Правовое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Актуальность проблемы правового воспитания у дошкольников.
2. Цели, задачи, принципы организации деятельности.
3. Практическая значимость правового воспитания у дошкольников.
4. Организация воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками по формированию основ правовой культуры.
5. Выводы.
6. Перспектива работы.
7. Список литературы.
Публикация «Обобщение опыта работы по самообразованию „Правовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых.
Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире.
С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне детям прививают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.
На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.
Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.
Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Связано это, с более ранним созреванием и становлением личности ребенка, большим освещением данных вопросов в средствах массовой информации, появлением большого количества литературы по правовым вопросам. К сожалению, в программах дошкольного воспитания, этому вопросу отводится мало времени. Таким образом, недостаточная разработка данной проблемы в теории педагогики, востребованность грамотной правовой личности определили мою тему:
«Правовое воспитание дошкольников».
Цель: формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
2. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
3. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
При отборе материала по правовому воспитанию мною учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особая восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывала то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
Разрабатывая концептуальную модель педагогического процесса в своей группе, я исходила из следующих принципов, которые я считаю важными:
1. Принцип личностно-ориентированного общения. Дети выступают в роли активных исследователей; формы общения педагога с детьми - партнерство, соучастие и взаимодействие.
2. Принцип последовательности: материал планируется и дается детям последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
3. Принцип наглядности - широкое представление иллюстраций, фотографий, наглядного материала.
4. Принцип занимательности: изучаемый материал интересен и увлекателен, т. к. это формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результатов.
5. Принцип взаимодействия воспитателя с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.
Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех направлениях : "Я и моя семья", «Я и мои права», "Я и права других людей".
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы, осуществление правового воспитания детей входит в образовательную область "Социально-коммуникативное развитие" .Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности, но так, же прослеживается интеграция образовательных областей по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изодеятельности, музыкальному воспитанию, свободной, игровой и театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей.
Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья»,направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»- право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т. д.
Проводила беседы на этические темы: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!», «Приятного аппетита», «Не подарок дорог, а внимание», «Чтобы гости не скучали». Проводила сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие», «Экскурсия» и т. п., дидактические игры: "Я имею право», Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков: «Обратись по имени», «Назови имя девочки (мальчика)», «Мои друзья, мои родственники» и т. п.
При организации самостоятельной деятельности детей подготавливала задания для самостоятельных наблюдений : где детям предлагала понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствовал развитию эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
В организацию воспитательно-образовательного процесса по данной теме были вовлечены не только дети, но и их родители.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.
С целью изучения данной проблемы я разработала анкету для родителей, позволяющую определить необходимость изучения прав ребенка.
Анализ анкет родителей показал, что из всего количества опрошенных? :
• знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 35%;
• согласны со всеми перечисленными правами – 20%;
• 45% отмечают, что детям необходимо знать свои права;
• 40% считают это необязательным;
• 15% воздержались;
• в 65% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей.
Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, я разработала план мероприятий по организационно - просветительской работе с родителями. Для родителей я создала папки – передвижки с нормативно – правовыми документами, изготовила буклеты и памятки, консультации на темы:
• "Охрана прав и интересов детей"
• "Восемь правил для взрослых - поощрение и наказание"
• "Уважение членов семьи"
• "Детская ложь - за и против"
• "Жестокое отношение с детьми"
• "Давайте детям возможность помогать себе дома"
• "Роль бабушки в воспитании ребёнка"
• "Понимаем ли мы своих детей"
• "Ребёнок на улице"
Мною в группе проведено родительское собрание на тему: «Права ребенка», организован краткосрочный проект «Детский сад - волшебная страна, все детские права знает и защищает она».
Все родители приняли активное участие в выполнении домашних заданий, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени».
Настоящим открытием стали совместные детско-родительские проекты и их презентации. Изготовление «Генеалогического древа», по словамродителей, подарило много радости и удовольствия от общения со своимидетьми и другими членами семьи.
В результате проводимой работы видны позитивные изменения в поведении, как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.).Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать; дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению, помнят о них, стремятся сами быть лучше.
Особенно хотелось отметить, что совместная работа с семьями воспитанников по проблеме правового воспитания дошкольников, помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
В заключение хотелось бы отметить, что практические наблюдения доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т. к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность и наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка с использованием разработанных и представленных в работе материалов.
Перспективу дальнейшей работы я вижу :
• в использовании возможностей дифференцированного и индивидуального подходов в процессе формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста
• выработке действенного механизма правового просвещения родителей и создания условий для правового воспитания в условиях семьи.
Литература:
1. Н. С. Голицина "Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребёнка
2. О. И. Давыдова "Беседы об ответственности и правах ребёнка"
3. С. А. Козлова "Мы имеем право"
4. Т. А. Шорыгина "Беседы о правах ребёнка"
5. Журнал "Воспитатель ДОУ" №11/2012г.