МААМ-картинки

Обобщение опыта работы по развитию речи дошкольников (13 фото)

ольга голубева
Обобщение опыта работы по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. (Л. Выготский)

Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка.

Различается понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активная речь (активный словарь). Понимать речь дети учатся раньше, чем активно ее использовать. Пассивный словарь всегда значительно шире активного.

Публикация «Обобщение опыта работы по развитию речи дошкольников» размещена в разделах

Развитая речь – одна из важнейших психологических характеристик развития ребенка. Так как речь не только служит познанию, но и является необходимым орудием человеческого мышления. Но не всегда все, о чем ребенок думает, что осмыслил, он может передать словами. Следовательно, развитие речи – одно из важнейших направлений в работе, так как обеспечивает своевременное психическое развитие дошкольников раннего возраста.

Умение правильно говорить, излагать сои мысли не дается человеку от рождения. Ребенок постепенно, день за днем, овладевает эти искусством. Сначала это четкое и правильное произношение звуков, объединение их в слова, затем слова связываются между собой и объединяются в предложения, и маленький человек может выражать свои чувства и мысли, участвовать в диалоге с окружающим миром.

У детей 2-3 лет речь необходимо развивать как средство общения, создавая условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакт и добиваться своей цели путем словесного обращения ко взрослому или сверстнику. Следует обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя все части речи. Для этого необходимо:

• Внимательно и заинтересованно выслушивать ребенка (при встрече утром, стараюсь, с каждым малышом индивидуально поговорить, как он собирался в детский сад, с кем он пришел, или на чем приехал, какое у него настроение. Если не удается индивидуально, задаю вопрос для всех, но выслушать стараюсь каждого. Дети хорошо идут на контакт, даже если настроение «не очень»).

• Много говорить самому (в младшем дошкольном возрасте не все дети с первого раза понимают просьбу или требование. Любое свое действие комментирую, даже если оно повторяется неоднократно. Меняю интонацию, силу голоса, по-иному задаю вопрос или озвучиваю просьбу).

• Вовлекать детей в разговор на определенную тему (на прогулке или при определенной деятельности в группе задавать вопросы, тем самым вовлекать детей в разговор, обсуждение. Нежелательно выполнять все молча, самостоятельно, не обращая внимания на детей. У детей могут возникнуть вопросы, которые они, в силу не сформированности своей речи не смогут задать. Тем самым не узнают значение того или иного действия, слова, фразы).

• Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми м сверстниками (задавая наводящие вопросы, тем самым подталкивая к диалогу. Аккуратно, не нарушая общения, внести в речевой контакт со сверстниками вопрос или наводящие слова, помогая им, направляя общение в правильное «русло»)

Развитие речи рассматривается по следующим направлениям:

Развитие речевой среды;

Формирование словаря: дети уточняют значение слов, знакомятся ч новыми словами, соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Имеющимся словарным запасом необходимо активно пользоваться, правильно сочетать слова (не «мой мама», а «моя»). Необходимо вводить слова, обозначающие качество, свойства предметов, например: лиса – рыжая, пушистая. Полезны игры, в которых ребенок должен подобрать как можно больше признаков к предмету: «Чей хвост, чья голова?», «Из чего сделаны?». Введение новых слов (наречий) возможно при использовании наводящих вопросов: жарко или холодно, близко или далеко, ясно или пасмурно. Развивая речь, необходимо заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. Надо, чтобы, все, о чем говорят с ребенком, он мог видеть, слышать и, по возможности, потрогать сам. Необходимо расширять его собственный опыт. В этот период ему особенно интересно название предметов и явлений, его частый вопрос «Что это?». Необходимо пользоваться этим благоприятным моментом, больше общаться с ребенком, таким образом накапливая его пассивный словарный запас. Словарную работу можно проводить как в рамках специально организованной ОД, так и в процессе различных игр и упражнений, так как речь является неотъемлемой частью любого процесса.

Обобщение опыта работы по развитию речи дошкольников
Фото №1 Речь величайшее богатство данное человеку

Темы, используемые для обогащения словарного запаса детей:

• «Человек»;

• «Игрушки»;

• Профессии»;

• «Времена года»;

• «Овощи, фрукты»;

• «Одежда, обувь»;

• «Посуда»;

• «Мебель»;

• «Домашние животные, их детеныши»

Звуковая культура речи: предусматривает развитие артикуляции, речевого дыхания, темпа речи, интонационных средств выразительности. Используются различные варианты миогимнастики, направленной на развитие правильной артикуляции (движение языка, подвижность губ). Для развития речевого дыхания используются упражнения, где необходимо хорошо дышать, дуть сильно или слабо (пускание мыльных пузырей «Буря в стакане», «Ветряная мельница»). Упражнения «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише?» используются для работы над высотой, силой и тембром голоса. Необходимо обучать малышей выразительности речи. В работе в основном используется подражание. Педагог говорит, используя необходимые средства выразительности, дети подражают ему.

Грамматический строй языка: формирование элементарного представления о слове и предложении. Составление словосочетаний, нераспространенных предложений. (Я скушал. Кукла плачет). Работа над правильным использованием единственного и множественного числа существительных (игра «Один-много»). Правильное сочетание местоимения и существительного («мой машина», «мой мама», «я поела» (для мальчиков). К концу 3-его года жизни ребенок употребляет распространенные предложения, хотя согласует части речи не всегда грамматически правильно.

Связная речь. В связной речи отражается мышление ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно его выразить. Развитие связной речи сопровождается обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя и воспитанием звуковой культуры речи. Главная функция связной речи – коммуникативная (диалог и монолог). Диалог – разговор двух людей (чередование говорения и прослушивания). Это яркое проявление коммуникативной функции языка. Монолог – выражение мысли одного человека. Для монолога характерна внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание, сосредоточение мысли. Монолог более сложен, чем диалог. Как один из видов работы по формированию связной речи можно рассматривать – рассказывание по картине. Картины можно использовать как предметные, так и сюжетные. Работа начинается с рассматривания. С помощью наводящих вопросов, выделяется самое главное. Далее рассказ «обрастает» подробностями, мелочами картины. Для младшего дошкольного возраста (с учетом индивидуальных особенностей детей) рассказывание происходит в виде беседы, ответов на вопросы.

При любом общении с воспитанниками, даже в самых, казалось бы, неподходящих условиях, происходит развитие их речи, обогащение словаря. Учитывая это, педагог всегда должен следить за тем, что и как он говорит. Фразы, предложения должны быть правильно подобраны, произнесены, и главное, должны быть понятны детям. Чтобы дети в общении с воспитателем получали ответы на свои вопросы, а не задумывались еще больше над тем, что сказал воспитатель.

Развитие речи процесс трудоемкий и непростой, но получаешь истинное наслаждение, и даже, порой гордишься тем, что твои малыши узнали, запомнили и используют в общении те слова, предложения, которые ты еще недавно произносила несколько раз, чтобы они могли их запомнить. Когда вместо «мой мама», спустя некоторое время слышишь «моя мама». Когда вечером, отдавая детей родителям, слышишь вместо «Пока», (порой уже без напоминания) «Можно идти домой, до свидания!», понимаешь, что силы потрачены не зря, но «поле» для деятельности «пахать и пахать».

К концу года дети первой младшей группы могут:

• Иметь активный словарный запас 1000-2000 слов;

• Повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание;

• Ответить на понятный вопрос взрослого;

• Поделиться информацией («Коля пришел», пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает);

• Сопровождать речью игровые и бытовые действия («приборматывать»);

• Слушать знакомые и новые сказки, стихотворения и рассказы;

• Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.

В средней группе детского сада дети становятся более любознательными, самостоятельными и активными в освоении окружающей действительности, т. к. ближе к 5 - и годам:

• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей);

• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь и пассивный словарь;

• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).

Кроме того, в этом возрасте ребенок становиться более внимательным к речи окружающих, чем он старше, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает окружающая действительность.

В возрасте 4 - 5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-хстишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

И ее как и любое богатство можно либо приумножить либо незаметно растерять Выготский Речь это деятельность в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка Различается понимание речи пассивный словарь и произнесение слов активная речь активный словарь Понимать речь дети учатся раньше чем активно ее использовать Пассивный словарь всегда значительно шире активного Публикация Обобщение опыта работы по развитию речи дошкольников размещена в разделах Обобщение опыта работы Опыт работы практика Развитие ребенка Материалы для педагогов Развитие речи

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам.

Шестой - седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса, при произвольном построении монолога. Этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоение способов вычленения (осознанно) из речи предложения, слова, звука. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется скоординированность диалога со сверстниками, развитие инициативности в диалоге со взрослым. Необходимо поощрять диалоговую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Совершенствую навыки связной речи, необходимо предоставлять детям задания творческого характера (описание сюжетной картины, составление рассказа на заданную тему.)

Фото №2 Речевое развитие детей Темочки Фото №3 Развитие ребенка

Требования, предъявляемые к рассказу, становятся более высокие: не отступать от заданной темя, указание мелких подробностей, подбор у существительному нескольких прилагательных, замена слова другим со сходным значением. Еще одним методом работы над связной речью является инсценирование и рассказывание сказок.

Фото №4 Материалы для педагогов Развитая речь одна из важнейших психологических характеристик Фото №5 Речевое развитие детей развития ребенка

При этом развивается умение строить длинные предложения, передавать свои эмоции силой и скоростью голоса, имитируя героев сказок.

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» М., издательский центр «Академия», 2000 год. ;

2. Павлова Л. Н. «Раннее детство: развитие речи и мышления» М., Мозаика-синтез, 2000 год.

3. Лямина Г. Учимся говорить и общаться. «Дошкольное воспитание» - 2006. - №4. -

4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2000.

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев "Духовно нравственное воспитание дошкольников.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Обобщение опыта работы по ПДД в ДОООбобщение опыта работы по ПДД в ДОО Сегодня присутствовала на заседании круглого стола "Работа по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма" регионального значения.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольниковОбобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами своей радостью. Много лет занимаюсь вопросами экологического воспитания дошкольников. Обобщая.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи»Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы "Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.

Автор публикации:
Обобщение опыта работы по развитию речи дошкольников
Опубликовано: 20 января 2022 в 16:25
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы по развитию речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем ольга голубева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД