Татьяна Иевлева
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Произведения устного народного творчества играют существенную положительную роль в процессе развития детей младшего дошкольного возраста. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, звуковая культура речи, обогащается словарный запас, происходит знакомство с окружающим миром. Малыш, осваивая красоту и лаконичность родного языка, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Публикация «Проект „Приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Устное народное творчество
- Темочки
Проблема состоит в том, что родители недостаточно уделяют внимания знакомству детей с устным народным творчеством, плохо знают традиции и обычаи, историю народной культуры.
Таким образом, появилась необходимость разработки проекта, целью которого являлось приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество.
На первом этапе проекта я определила задачи :
Для детей :
- Изучение малых фольклорных форм (песенки, потешки, загадки).
- Знакомство с русскими народными играми.
- Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству, художественным произведениям.
- Развивать творческие способности у детей в процессе музыкально-театрализованной деятельности.
- Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, деятельности.
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Для родителей:
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
- Повысить интерес родителей к использованию произведений устного народного творчества в речевом развитии детей дома.
Для воспитателей:
Повысить уровень компетентности педагогов в воспитании духовно-нравственных ценностей у дошкольников.
Изучив литературу по теме, я разработала план проекта.
Мною были подобраны наглядно-дидактические пособия, художественная литература, различные виды театров. Для работы с детьми я создала картотеки потешек, загадок, дидактических игр, подвижных игр.
Родителям порекомендовала чтение произведений устного народного творчества. В родительский уголок был размещён информационный материал «Роль потешки в развитии младших дошкольников», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»
На протяжении основного этапа работы я читала детям русские народные потешки, сказки, рассматривала иллюстрации и проводила беседы по содержанию произведений. Малыши учились отгадывать русские народные загадки.
Режимные моменты я использовала для заучивания потешек. Мы умывались, расчёсывались, делали корригирующую гимнастику с потешками.
В процессе проекта была связь образовательных областей. На занятиях по изодеятельности малыши рисовали солнышко, лепили бублики – баранки, орешки для белочки. Задачи по ФЭМП выполняла, играя в дидактическую игру «От большого до самого маленького» по потешкам: «Сорока-Белобока», «Курочка Рябушечка». На музыкальных занятиях дети учились петь потешки: «Петушок», «Котик», «Ладушки».
При чтении произведений устного народного творчества я использовала настольный театр, театр Би-Ба-Бо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр. Дети с удовольствием обыгрывали потешки: «Идет коза рогатая», «Кисонька-Мурысонька», «Курочка-рябушечка», «Кошкин дом».
Большую роль в моей проектной деятельности имела игра. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Закончи слово», «Узнай потешку», «Подбери картинку к потешке», а также пальчиковые игры: «Пальчик – мальчик», «Сорока – сорока», «Сидит белка на тележке» помогли лучше запомнить произведения устного народного творчества. С удовольствием дети играли
в подвижные игры: «Огуречик», «Ходит Ваня», «По ровненькой дорожке», «Зайчишка – трусишка».
Потешки и колыбельные, выученные детьми, использовались в сюжетно – ролевых играх: «Расчешу дочке волосы», «Готовим кашу с Сорокой – белобокой», «Уложим куклу спать».
Родители были привлечены к организации выставки книг и выставки рисунков на тему «Любимые потешки».
На заключительном этапе проекта было проведено итоговое занятие «В гости к бабушке Забавушке» и оформлен альбом «Русские народные потешки»
В результате проведённой проектной деятельности у детей развился интерес к русскому народному фольклору, обогатился и расширился словарный запас, стал выше уровня информированности родителей о деятельности ДОУ, обогатился педагогический опыт в ознакомлении с устным народным творчеством.