Людмила Гаврикова
Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ-технологий в познавательно-речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ-технологий в познавательно-речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы быстро и адекватно на них реагировать, человек должен постоянно активизировать свой творческий потенциал.
Публикация «Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ-технологий в познавательно-речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формировании, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества.
Cовременные педагоги должны находить новые, неординарные технологии обучения и образования детей, которые дадут им возможности понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться и обучаться.
Среди инновационных технологий обучения детей ведущее место, на мой взгляд, занимает технология Г. С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Созданная в 1946г., эта теория дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.
У современных дошкольников достаточно бедный словарь, они не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно- следственные, временные и другие связи между предметами и явлениями. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относится к высказываниям других. С другой стороны, не все педагоги понимают значимость воспитательно - образовательной работы в этом направлении.
Я попыталась разрешить данное противоречие и обратилась к созданию системы работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приемов ТРИЗ и РТВ.
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерность происходящих процессов.
Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития.
Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг.
Целью своей работы в заданном направлении я определила овладение и использование адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческого мышления, воображения и речи детей.
В соответствии с целью я определила следующие задачи:
1. Изучить теоретическую, психолого- педагогическую и методическую литературу по развитию творческого мышления, воображения и речи детей
2. Раскрыть особенности мышления и воображения дошкольного возраста детей
3. Разработать систему методов целенаправленного воздействия на воображение, мышления и речь детей с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ.
4. Определить эффективность работы по развитию творческого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ- РТВ.
Для реализации намеченной цели я спланировала свою работу по следующим направлениям:
1. Работа с детьми. Она включала в себя использование методов и приемов ТРИЗ и РТВ для развития творческого потенциала
2. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.
3. Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании методов и приемов ТРИЗ и РТВ.
На занятиях по ТРИЗ всегда должно быть :
интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно; лично полезно сейчас и потом; весело, эмоционально; должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности.
Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости, грубости. Должен соблюдаться принцип комфортности обучения, создаваться атмосфера понимания и радости общения.
"Мы все здесь умные!” Это подхлестывает познавательный интерес.
ТРИЗ известна как эффективная методология творчества, в основе которой лежат мыслительные операции алгоритмического характера.
Грамотное использование методов и приемов ТРИЗ, систематическое обучение на игровых занятиях способствуют активизации творческих процессов ребенка.
Одним из самых интересных методов развития мышления, воображения и речи детей для меня оказалась мнемоника или мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию речи позволило детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов Символы мною были максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных я использовала схематичное изображение елки, а для изображения домашних – дома. Дидактическим материалом нам служили мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сократило время обучения, что позволило включать в занятие интегрированные виды деятельности и,как следствие, в полной мере формировать творческое поисковое мышление детей.
Особенно эффективным оказалось для меня использование мнемотаблиц в рассказывании и сочинении сказок, обучению составлению описательных рассказов, разучиванию стихотворений.
Я рассматриваю мнемотаблицы не как определившиеся схемы для восприятия детьми на протяжении всего периода обучения. Каждый раз, читая или рассказывая детям сказку или стихотворение и кодируя информацию, я всегда учитываю индивидуальные особенности детей, их ассоциативные возможности, способность к восприятию той или иной информации. Поэтому на любое произведение я стараюсь создать свою таблицу, в которой учитывается даже эмоциональный настрой детей на данный момент. Поэтому работу с мнемотаблицами я всегда провожу с небольшой группой детей- от2-х до 6 человек.
Одним из интересных методов развития воображения детей дошкольного возраста является морфологический анализ.
Цель метода: показать изменчивость окружающего мира. Морфологическую таблицу мы с детьми называем «Волшебной дорожкой», путешествуя по которой, дети знакомятся с разными цветами спектра, с частями суток, учатся придумывать сказки, знакомятся с изменениями в жизни представителей природного мира, со свойствами воды, на занятиях по математике- с геометрическими фигурами.
Чтобы придумать что-то новое, детям необходим какой-то толчок, идея. Для этого я использую метод фокальных объектов- метод активизации, который позволяет оживить все основные направления развития ребенка (познавательные, эмоциональные, волевые, раскрепостить мышление, дать волю воображению, фантазии.
Дети с большим интересом рассматривали и изучали объекты, придумывали волшебные предметы, подарки из сказочной страны, составляли портреты елочки, весенних месяцев, создавали образы фантастических животных.
Фантазии детей нет предела, наша задача направить ее в нужное русло, раскрывая свойства объектов как можно полнее…
Вместе с детьми мы реализовали фантастическое содержание объектов в продуктивной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации…
Очень важно в данном направлении работы с детьми открытие перед ними «тайны двойного» во всем: в каждом предмете, веществе, событии, явлении, факте. Это очень хорошо реализуется в таких играх, как : «Хорошо- плохо», «Полезно- вредно», «Скажи наоборот», «Зато…». Начало мысли, начало интеллекта я вижу там, где начинается противоречие.
Я познакомила детей с играми на ФСА (функционально- стоимостный анализ). Каждый рассматриваемый объект рассматривался детьми в разных ракурсах: что может делать, чем может служить, для чего служит, для кого будет чем. Например, чем может быть точка, грибок, палочка, камушек, любой предмет. Помимо многообразия функций предмета, дети осваивают азы воображения.
Огромный прогресс в познавательно-речевом развитии детей я отметила в играх на системный анализ. Чем связаны дерево и стол? Что общего у ручейка и птички? Чем похожи мама и солнышко?
На прогулках я постоянно использую методы фантазирования: оживление, увеличение- уменьшение. Наблюдаем за «живыми облаками» : куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем нам расскажут, что нам покажут. Оживляем ветер: кто его мама? Кто друзья? О чем ветер спорит с солнцем?
Очень интересен метод эмпатии- дети представляют себя на месте наблюдаемого. Давай превратимся в этого воробушка: «Что ты чувствуешь?», «Кого боишься?», «О чем мечтаешь?»
На прогулках мы придумываем загадки, рисуем палочками на земле, часто берем с собой увеличительные стекла, разноцветные очки, зимой часто рассматривали мир через прозрачные льдинки.
Это своеобразное общение с живой и неживой природой помогает детям видеть тайны изменений, превращений.
В результате дети делают самостоятельный вывод, что все вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти ежедневные открытия раскрепощают детей, не дают развиться психологической инерции.
Как результат проводимых игр и занятий с использованием элементов ТРИЗ-РТВ, которые явились основой развивающего обучения, дети в моей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; дети учатся мыслить системно. С пониманием происходящих процессов, появилось проявление творчества, дети стали любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы.