Приложение МААМ

Обобщение опыта работы по теме «Семья и семейные ценности»

Виолетта Мирзаева
Обобщение опыта работы по теме «Семья и семейные ценности»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта работы на тему : «Семья и семейные ценности»

Что такое семья – понятно всем. Семья это – дом, семья – это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой, могут царить лишь покой и любовь. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности

Темочки:

Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. Дети должны знать, как зовут родителей, как важен их труд и занятия других членов семьи, называть ближайших родственников и принимать посильное участие в подготовке семейных праздников.

Культуру семьи составляют нормы и правила поведения, идеи, материальные предметы, используемые членами семьи. Главный элемент семейной культуры – традиции семьи. Под семейными традициями понимают обычаи, духовные ценности, правила поведения, принятые в данной семье и передающиеся из поколения в поколение.

Семейные традиции служат упрочению семейно-родословных связей, формируют эмоциональную близость всех членов семьи, передают и формируют ценные нравственные качества человека: доброту, сострадание, взаимопонимание, сдержанность, вежливость, почтительное отношение к старшим.

К сожалению, большинство семейных традиций были утрачены в начале XX века. Наша задача – приобщать дошкольников к семейным традициям, возрождать и углублять традиции, наиболее значимые для современных семей.

Каковы же семейные традиции, укрепляющие семейные отношения,

делающие жизнь семьи интересной и насыщенной?

Прежде всего, это домашние игры, совместное чтение по вечерам сказок, былин, рассказов, духовной литературы, семейные вечера для малышей с участием всех членов семьи, домашние спектакли, изготовление подарков к вечерам, праздникам.

Приобщению детей к домашнему труду способствует обучение дошкольников рукоделию (вышиванию, вязанию, бисероплетению и т. д., сотворчество детей и родителей (рисование, аппликация, лепка, конструирование из природного материала).

Особый интерес вызывают традиции, способствующие сохраниению истории семьи – изучение и составление родословной, семейных архивов с фотографиями и историями о семье, поиск семейных реликвий, создание домашних мини-музеев.

Возрождение интереса к истории своей семьи, переосмысление роли семейных традиций, приобщение детей к культуре семьи особенно значимо в дошкольные годы, так как именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, создается поле жизни и надежный тыл ребенку.

С этой целью мы решили организовать совместный проект «Мой дом – моя крепость». В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»

На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, потери связи между ними. В современном обществе человек теряет свои исторические корни, семейные устои, традиции. А основная роль по формированию личности ребенка и его воспитанию должна отводиться, прежде всего, семье. Сохранив прошлое, мы – взрослые поможем детям осознать, откуда они произошли, как развивались, куда им направляться дальше. Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей старшего дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в тоже время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка – это люди, которые всегда рядом.

Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.

Родословное дерево человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старшем возрасте. Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста. Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог - дети – родители. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении.

В результате проделанной работы дети смогли чётко рассказать о членах своей семьи. Воспитанники в игровой форме закрепили знания о народных семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;

На протяжении всего проекта дети совместно с родителями и педагогом вели активную творческо-поисковую деятельность: создали семейные фотоальбомы, посетили музей искусств им П. Гамзатовой, музей «Дагестанский аул» и мини – музей МБДОУ Д/С № 12 «Истоки».

В ходе реализации проекта словарный запас воспитанников обогатился такими понятиями как: прадедушка, прабабушка, тухум, родословное древо моей семьи, различные термины родства; узнали множество пословиц и поговорок о семье; познакомились с народными обрядами и обычаями.

Активное участие родителей в подготовке и реализации проекта позволило продемонстрировать укрепление внутренних духовных связей между родителями и их детьми.

С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».

Родословное древо – это та же таблица, но только перевернутая. Оно имеет действительно форму дерева со стволом, ветвями, листьями и плодами. Этот обычай, принятый когда-то в Западной Европе, сегодня активно применяется в качестве мотивации для начинающих или юных родоведов.

В результате изучения родословного древа и истоков своей фамилии у детей с родителями установилась более тесная связь во взаимоотношениях. Многие дети из группы не знали отчеств своих родителей, бабушек и дедушек, а по окончании проекта составили генеалогическое древо трех - четырех поколений по восходящей или нисходящей линиям. Изучение родословной каждого ребёнка целесообразно начинать именно в этом возрасте.

В результате работы над проектом, совместной поисковой, исследовательской, творческой деятельности детей и взрослых были разработаны :

«Семейный словарик» (словарь терминов родства);

• Конспекты групповых и общих мероприятий,

Разработки родительского собрания по теме : «Моя родословная»;

• Сборник пословиц и поговорок о семье;

«Родословное древо» некоторых семей воспитанников.

Итоговое мероприятие: ООД «Мой дом – моя крепость»

Работа получилась и познавательной и творческой. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новое. Дети поняли, что надо беречь и ценить своих родных и близких и их труд на конкретных примерах. Дети стали дружелюбнее. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.

Возрождение интереса к истории своей семьи, переосмысление роли семейных традиций, приобщение детей к культуре семьи особенно значимо в дошкольные годы, так как именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, создается поле жизни и надежный тыл ребенку.

Публикации по теме:

«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт «Мы – моряки!» - обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта "Морское путешествие" и фотоотчёт.

«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев "Духовно нравственное воспитание дошкольников.

Фотоотчёт о проведённом родительском собрании в 6 классе на тему «Семья и семейные ценности»Фотоотчёт о проведённом родительском собрании в 6 классе на тему «Семья и семейные ценности» Семья - это наивысшая степень человеческих отношений. В ней ребёнок познает мир, знакомится с такими понятиями, как нравственность, взаимовыручка,.

Художественное творчество с использованием нетрадиционных средств рисования «Пластилинография» (обобщение опыта работы)Художественное творчество с использованием нетрадиционных средств рисования «Пластилинография» (обобщение опыта работы) Художественное творчество с использованием нетрадиционных средств рисования «Пластилинография». (Обобщение опыта работы). В условиях ФГОС.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по теме «Семья и семейные ценности»
Опубликовано: 6 декабря 2024 в 21:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы по теме «Семья и семейные ценности»» (включая файлы) размещена пользователем Виолетта Мирзаева (УИ 3509516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД