София Ващишина
Обобщение опыта работы «Изучение народного искусства и культурного наследия народов России посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день коллеги тема моего доклада обобщение опыта работы коллектива детского сада по теме народное искусство и нематериальное культурное наследие народов России через дидактические игры и другие формы работы" «Без прошлого нет будущего» - гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться. Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Публикация «Обобщение опыта работы „Изучение народного искусства и культурного наследия народов России посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Моя Родина Россия
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Россия. Игры, дидактические пособия
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т. к. в России возрождается идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
В Законе РФ «Об образовании в РФ» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.
Как сказано в конвенции о правах ребенка (статья 29) «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает».
В современном мире, во время развития высочайших информационных технологий
становится наиболее актуально приобщать детей к истокам русской народной культуры. Именно на это приобщение и был направлен Прошедший 2022 год- год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Конечно для детей дошкольного возраста это слишком общие понятия. Но мы знаем, что ведущий вид деятельности это игра. И именно через игру и наполнение предметно-развивающей среды в группах и шло приобщение воспитанников к истокам русской культуры.
Погружение ребенка в мир культурного наследие в нашем учреждении на протяжении года происходило через:
Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа : в каждой игровой зоне были добавлены элементы, знакомящие детей с народными традициями. В уголок ряжания, например, добавлены элементы народных костюмов, а в строительные центры – схемы для постройки русской народной избы. В спортивные центрыкартотеки народных игр и тд.
В каждой группе в течении всего года шла работа по созданию мини-музеев. Конечно это тема для отдельного доклада, так как за одно выступление осветить всю работу проведенную в этом направлении невозможно. Важная особенность при создании наших мини-музеев —это участие детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты; ребята из старших групп - проводить экскурсии для младших, пополнять экспозиции своими рисунками. Каждый мини-музей — результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их семей. Хотелось бы представить некоторые формы работы в мини – музеях созданных в группах детского сада
• Мини-беседы с детьми.
• Экскурсии для детей.
• Самостоятельное рассматривание экспонатов.
• Мастер-класс по изготовлению экспонатов.
• Творческие игры, образовательные путешествия.
• Чтение художественной литературы.
• Исследовательская деятельность, экспериментировнаие.
• Музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр мини-презентаций.
• Привлечение родителей к сбору экспонатов
В нашем саду широко используются современные технологии нового поколения, которые способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствуют формированию интереса детей к народному творчеству, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности. В группах подобраны целые видеотеки с материалами посвященными народной культуре и традициям. https://www.youtube.com/watch?v=cjYThYyXkfEhttps://www.youtube.com/watch?v=9etaQZBij2E
Создание методического инструментария: картотека фольклорно- тематических занятий, демонстрационного материала: собраны папки по росписям в каждой из папок не просто образцы росписей, но и история возникновения промысла подобран литературный материал по каждому из промыслов, в группах созданы банк дидактических материалов по ознакомлению с историей русского народа, различные интерактивные пособия.
Благодаря систематической работе Воспитанники обогатили свой внутренний мир знаниями, связанными с традициями и обычаями родного народа.
Дети:
• проявляют интерес к историческому прошлому родного края
• имеют представления о ценности и своеобразии народной культуры;
• отмечается активный интерес к культуре собственного народа, интересуются традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты;
• проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи;
• проявляют желание использовать знания о народной культуре на практике;
• используют в активной речи потешки, считалки, загадки, поговорки;
• умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки ;
• имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в других произведениях изобразительного искусства;
• осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках, знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи;
• знают историю русского костюма, головных уборов
• используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности;
• бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Таким образом, у детей отмечается активный интерес к культуре собственного народа и его культурным традициям.
Данная система работы позволила сформировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа.
Перспектива дальнейшей работы.
Продолжить работу по приобщению к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста, через создание образовательных проектов при активном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Разработать серию методических разработок совместных мероприятий с родителями.
Собрать медиа материал по экскурсиям в мини музеях