Лучший педагог года

Обобщение опыта «Развитие гендерных социально-значимых компетенций детей в сюжетно-ролевых играх»

золотухина наталья александровна
Обобщение опыта «Развитие гендерных социально-значимых компетенций детей в сюжетно-ролевых играх»

Тема моей работы: «Развитие гендерных социально-значимых компетенций детей в сюжетно-ролевых играх».

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Публикация «Обобщение опыта „Развитие гендерных социально-значимых компетенций детей в сюжетно-ролевых играх“» размещена в разделах

Актуальность выбранной темы заключается в проблеме формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях. Hа сегодняшний день программы воспитания детей в ДОУ составлены без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер.

Однако проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка.

Следовательно, задача педагогов, работающих с детьми в ДОУ и решающих проблему гендерного воспитания заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)

На основании своих наблюдения я сделала вывод о том, что в детском саду процесс гендерной социализации у воспитанников происходит стихийно. Следовательно, необходима целенаправленная работа по гендерной социализации путем реализации психолого-педагогических условий:

1 создание ситуаций выполнения гендерных ролей детьми дошкольного возраста;

2 организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста;

3 подготовка родителей к решению задач гендерной социализации детей дошкольного возраста.

Ведущий педагогической идеей моего опыта является : целенаправленная и планомерная педагогическая работа по создания условий для игровой деятельности дошкольника с учетом гендерных особенностей,

Серьезные психологические исследования на тему гендерного воспитания ведутся с конца XIX, начала XX века зарубежными и отечественными учеными: Маккоби Е., Джеюшн К., Бем С., Н. Е. Румянцев, М. М. Рубинштейн, Татаринцева Н. Е.

Этими учеными было доказано, что «У ребенка, не играющего в соответствующие полу игрушки, формирование адекватных полоролевых стереотипов поведения неизбежно столкнется с трудностями в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола».

Новизна опыта.

С целью развития полоролевого поведения мальчиков и девочек и подготовки их к социализации в современной общественной ситуации мною была разработала система развития гендерных социально-значимых компетенций при помощи разнообразных сюжетно-ролевых игр, составлена картотека игр дошкольников.

Для данного направления работы был проведен эксперимент по определению уровня гендерной социализации мальчиков и девочек в «Детском саду №158» в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В эксперименте участвовали дети старшей группы детского сада.

Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении уровня гендерной социализации детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи:

- определить диагностические методики;

- провести диагностического обследования воспитанников;

- провести анализ организации предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста;

- провести анализ уровня готовности родителей к решению задач гендерной социализации детей дошкольного возраста.

Для этого были использованы следующие методики

Диагностическая методика: «Рисунок человека»

Индивидуальные беседы направлены на выявление представлений о роли занятости мужчины и женщины в семье, определение уровня знаний об основных чертах мужчин и женщин.

Составление рассказа о девочках и мальчиках. Девочкам предлагалось составить рассказ о мальчиках, а мальчики составляли рассказ о девочках.

Наблюдение за игровой деятельностью детей, проводился с целью выявления особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнера по игре, особенностей гендерного поведения детей (по рекомендации Татаринцевой Н. Е.).

Для выявления знаний у родителей проводилось анкетирование на тему «Воспитываем мальчиков и девочек».

По итогам констатирующего эксперимента дети показали следующие результаты: из 19 человек исследуемых у 16%-детей высокий уровень, у 42%-средний, у 42%-низкий уровень гендерной социализации.

По результатам анкетирования было выявлено, что из числа опрошенных родителей, занимающихся воспитанием ребенка в семье, составляет: 65% мама; 35% мама и папа. Данные о большей привязанности ребенка составляют: к матери 50%; к отцу 15%; к обоим родителям 35%

Целью формирующего эксперимента: оптимальная организация процесса гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.

Задачи, которые решались в ходе эксперимента: - создать в образовательном процессе ситуации выполнения гендерных ролей детьми дошкольного возраста;

- организовать предметно-развивающую среду, ориентированную на гендерное самопознание детей дошкольного возраста;

- осуществлять просвещение родителей в вопросах гендерной социализации детей дошкольного возраста.

На втором этапе проводилась работа с детьми и родителями.

Работа с детьми:

- обогащение предметно-развивающей среды,

- моделирование игровых ситуаций,

- обсуждение эпизодов из жизни детей,

- сюжетно-ролевые игры,

- чтение художественной литературы,

- проектная деятельность.

Работа с родителями:

- просвещение родителей по вопросам гендерной социализации :

родительские собрания,

консультации,

оформление информации в родительском уголке,

оформление газеты,

памятки для родителей,

тематические выставки.

Для обогащения детского опыта в выполнении гендерных ролей использовались беседы на тему: «Девочки будущие женщины», «Мальчики – будущие отцы», «О нормах и правилах достойного поведения», «Наши добрые дела»; дискуссии «Почему и зачем люди дружат?», «Что такое семья?», «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.

Мною был разработан план сюжетно-ролевых игр для детей на учебный год.

Обогащение предметно-развивающей среды. Изготовлены вместе с детьми (также привлекались родители) атрибуты к сюжетно-ролевым играм : «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Дочки-матери», «Ателье», «Школа», «Моряки».

Осуществлялось просвещение родителей по вопросам гендерной социализации детей дошкольного возраста. В группе использовались различные формы работы с семьями воспитанников: серия родительских собраний, консультации, оформление родительского уголка, оформление газеты, памятки для родителей.

Проводились тематические выставки: «Красота женская», «Красота мужская», «Книги о мальчиках и для мальчиков», «Книги о девочках» и т. д. Изготовлены альбомы: «Отцовство», «Материнство», «О наших мальчиках», «О наших девочках», «Семейные праздники», «Настроение» и т. д.

Была составлена картотека сюжетно-ролевых игр дошкольников с учётом их гендерных особенностей.

В завершении проведения опыта работы мною был проведен контрольный этап эксперимента.

Цель этого этапа: выявить динамику гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.

В ходе реализации контрольного этапа эксперимента решались следующие задачи:

1) провести повторную диагностику уровня гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста;

2) сравнить результаты диагностики констатирующего и контрольного экспериментов.

Анализ результатов экспериментальной работы с дошкольниками дает возможность сделать вывод об эффективности методики воспитания детей в процессе гендерной социализации. Если вначале года у 16%-детей высокий уровень гендерной социализаци, у 42%-средний, у42%-низкий уровень, то после проведенной работы: у 47%-средний гендерной социализаци, у53%-высокий уровень. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о положительных результатах проведенной работы.

В работе с родителями произошли изменения, родители стали понимать необходимость воспитания ребенка с учетом половых различий. Число семей, где преобладает фемининное воспитание, незначительно уменьшилось.

Адресная направленность

Данная педагогическая технология может быть применена в работе с дошкольниками, учащимися младшего школьного возраста. Использовать данный опыт в своей работе могут педагоги дошкольных учреждений: воспитатели, педагоги-психологи.

Публикации по теме:

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Картотека сюжетно — ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста «Детский сад» Задачи: расширить и закрепить представления детей.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Схемы соподчинения ролей в сюжетно-ролевых играх.Схемы соподчинения ролей в сюжетно-ролевых играх. В прошлом году, работая в старшей группе, я увидела, что в играх детей им бывает сложно придумать роли на всех. Поэтому я сделала альбом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Развитие гендерных социально-значимых компетенций детей в сюжетно-ролевых играх»
Опубликовано: 15 сентября 2021 в 10:03
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта «Развитие гендерных социально-значимых компетенций детей в сюжетно-ролевых играх»» (включая файлы) размещена пользователем золотухина наталья александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД