золотухина наталья александровна
Обобщение опыта «Развитие гендерных социально-значимых компетенций детей в сюжетно-ролевых играх»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моей работы: «Развитие гендерных социально-значимых компетенций детей в сюжетно-ролевых играх».
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Публикация «Обобщение опыта „Развитие гендерных социально-значимых компетенций детей в сюжетно-ролевых играх“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Актуальность выбранной темы заключается в проблеме формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях. Hа сегодняшний день программы воспитания детей в ДОУ составлены без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер.
Однако проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка.
Следовательно, задача педагогов, работающих с детьми в ДОУ и решающих проблему гендерного воспитания заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)
На основании своих наблюдения я сделала вывод о том, что в детском саду процесс гендерной социализации у воспитанников происходит стихийно. Следовательно, необходима целенаправленная работа по гендерной социализации путем реализации психолого-педагогических условий:
1 создание ситуаций выполнения гендерных ролей детьми дошкольного возраста;
2 организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста;
3 подготовка родителей к решению задач гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Ведущий педагогической идеей моего опыта является : целенаправленная и планомерная педагогическая работа по создания условий для игровой деятельности дошкольника с учетом гендерных особенностей,
Серьезные психологические исследования на тему гендерного воспитания ведутся с конца XIX, начала XX века зарубежными и отечественными учеными: Маккоби Е., Джеюшн К., Бем С., Н. Е. Румянцев, М. М. Рубинштейн, Татаринцева Н. Е.
Этими учеными было доказано, что «У ребенка, не играющего в соответствующие полу игрушки, формирование адекватных полоролевых стереотипов поведения неизбежно столкнется с трудностями в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола».
Новизна опыта.
С целью развития полоролевого поведения мальчиков и девочек и подготовки их к социализации в современной общественной ситуации мною была разработала система развития гендерных социально-значимых компетенций при помощи разнообразных сюжетно-ролевых игр, составлена картотека игр дошкольников.
Для данного направления работы был проведен эксперимент по определению уровня гендерной социализации мальчиков и девочек в «Детском саду №158» в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В эксперименте участвовали дети старшей группы детского сада.
Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении уровня гендерной социализации детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи:
- определить диагностические методики;
- провести диагностического обследования воспитанников;
- провести анализ организации предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста;
- провести анализ уровня готовности родителей к решению задач гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Для этого были использованы следующие методики
Диагностическая методика: «Рисунок человека»
Индивидуальные беседы направлены на выявление представлений о роли занятости мужчины и женщины в семье, определение уровня знаний об основных чертах мужчин и женщин.
Составление рассказа о девочках и мальчиках. Девочкам предлагалось составить рассказ о мальчиках, а мальчики составляли рассказ о девочках.
Наблюдение за игровой деятельностью детей, проводился с целью выявления особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнера по игре, особенностей гендерного поведения детей (по рекомендации Татаринцевой Н. Е.).
Для выявления знаний у родителей проводилось анкетирование на тему «Воспитываем мальчиков и девочек».
По итогам констатирующего эксперимента дети показали следующие результаты: из 19 человек исследуемых у 16%-детей высокий уровень, у 42%-средний, у 42%-низкий уровень гендерной социализации.
По результатам анкетирования было выявлено, что из числа опрошенных родителей, занимающихся воспитанием ребенка в семье, составляет: 65% мама; 35% мама и папа. Данные о большей привязанности ребенка составляют: к матери 50%; к отцу 15%; к обоим родителям 35%
Целью формирующего эксперимента: оптимальная организация процесса гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.
Задачи, которые решались в ходе эксперимента: - создать в образовательном процессе ситуации выполнения гендерных ролей детьми дошкольного возраста;
- организовать предметно-развивающую среду, ориентированную на гендерное самопознание детей дошкольного возраста;
- осуществлять просвещение родителей в вопросах гендерной социализации детей дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась работа с детьми и родителями.
Работа с детьми:
- обогащение предметно-развивающей среды,
- моделирование игровых ситуаций,
- обсуждение эпизодов из жизни детей,
- сюжетно-ролевые игры,
- чтение художественной литературы,
- проектная деятельность.
Работа с родителями:
- просвещение родителей по вопросам гендерной социализации :
родительские собрания,
консультации,
оформление информации в родительском уголке,
оформление газеты,
памятки для родителей,
тематические выставки.
Для обогащения детского опыта в выполнении гендерных ролей использовались беседы на тему: «Девочки будущие женщины», «Мальчики – будущие отцы», «О нормах и правилах достойного поведения», «Наши добрые дела»; дискуссии «Почему и зачем люди дружат?», «Что такое семья?», «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.
Мною был разработан план сюжетно-ролевых игр для детей на учебный год.
Обогащение предметно-развивающей среды. Изготовлены вместе с детьми (также привлекались родители) атрибуты к сюжетно-ролевым играм : «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Дочки-матери», «Ателье», «Школа», «Моряки».
Осуществлялось просвещение родителей по вопросам гендерной социализации детей дошкольного возраста. В группе использовались различные формы работы с семьями воспитанников: серия родительских собраний, консультации, оформление родительского уголка, оформление газеты, памятки для родителей.
Проводились тематические выставки: «Красота женская», «Красота мужская», «Книги о мальчиках и для мальчиков», «Книги о девочках» и т. д. Изготовлены альбомы: «Отцовство», «Материнство», «О наших мальчиках», «О наших девочках», «Семейные праздники», «Настроение» и т. д.
Была составлена картотека сюжетно-ролевых игр дошкольников с учётом их гендерных особенностей.
В завершении проведения опыта работы мною был проведен контрольный этап эксперимента.
Цель этого этапа: выявить динамику гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.
В ходе реализации контрольного этапа эксперимента решались следующие задачи:
1) провести повторную диагностику уровня гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста;
2) сравнить результаты диагностики констатирующего и контрольного экспериментов.
Анализ результатов экспериментальной работы с дошкольниками дает возможность сделать вывод об эффективности методики воспитания детей в процессе гендерной социализации. Если вначале года у 16%-детей высокий уровень гендерной социализаци, у 42%-средний, у42%-низкий уровень, то после проведенной работы: у 47%-средний гендерной социализаци, у53%-высокий уровень. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о положительных результатах проведенной работы.
В работе с родителями произошли изменения, родители стали понимать необходимость воспитания ребенка с учетом половых различий. Число семей, где преобладает фемининное воспитание, незначительно уменьшилось.
Адресная направленность
Данная педагогическая технология может быть применена в работе с дошкольниками, учащимися младшего школьного возраста. Использовать данный опыт в своей работе могут педагоги дошкольных учреждений: воспитатели, педагоги-психологи.