Наталья Терещенко
Обобщение опыта по теме «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
«Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учить.
По возможности все избежать,
А где надо на помощь позвать»
Т. Г. Хромцова
1. Актуальность:
В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Публикация «Обобщение опыта по теме „Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Цель моей работы: формирование у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков по основам безопасной жизнедеятельности, устойчивого навыка переключения на самоконтроль в чрезвычайных ситуациях, применение полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи:
1. обучать дошкольников правилам безопасной жизнедеятельности, позволяющим минимизировать возможный ущерб личности в опасных жизненных ситуациях;
2. закреплять у детей знания о индивидуальных мерах безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
3. сформировать у старших дошкольников умение предвидеть опасные ситуации и обходить их;
4. сформировать у старших дошкольников модель безопасного поведения, позволяющую действовать адекватно в конкретной реальной ситуации.
Основные направления организации работы по формированию навыков безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
- Опасности дома;
- Опасности на дороге и улице;
- Опасности в природе;
- Опасности в общении с незнакомыми людьми.
Ожидаемые результаты:
• Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасны-ми предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
• Развитие основ экологической культуры ребенка и становления у него ценностей бережного отношения к природе.
• Развитие представлений о строении человеческого организма и формирование ценностей здорового образа жизни.
• Формирование представлений о безопасном поведении во дворе, на улице, в общественном транспорте.
• Формирование таких интегративных качеств, как:
Овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
Любознательный, активный;
Эмоционально отзывчивый;
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Опыт работы
Формы работы с детьми
Свою работу по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности, я начала с создания развивающей среды в группе по этой теме. Мною были созданы уголки пожарной безопасности и ПДД. Были сделаны «дорожные знаки» (карточки); «правила дорожного движения (карточки, сюжетные картинки «Ситуации на дороге», «Транспорт». Были подобраны иллюстрации по темам, оформлены в виде папок, распечатана познавательная литература, настольно-печатные игры по правилам дорожного движения, по правилам поведения дома, на улице, в природе. Мною были изготовлены игры «Часы безопасности», «Лото безопасности», «Собери знак», «Лото дорожные знаки, созданы различные картотеки.
Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения, о поведении с незнакомыми людьми, об опасностях, которые могут подстерегать ребенка дома? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях?
Конечно, в виде игры, но игры поучительной, которая является ведущей
деятельностью в детском саду. С каждой игры дети должны вынести
определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный
момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. И такой игрой
является дидактическая игра.
У нас в группе есть игра «Азбука безопасности. Один в доме». Эта игра поможет детям не растеряться и правильно действовать в различных опасных ситуациях, которые могут случиться дома: затопление, пожар, поражение током, взрыв и обрушение.
Настольно-печатная игра «Как избежать неприятностей?», викторина «Уроки безопасности», «Учим дорожные знаки», «Большая прогулка» Игра «Лото – дорожные знаки», «Будь осторожен», игра «Часы безопасности».
Одной из форм работы является сюжетно-ролевая игра. Особенностью сюжетно – ролевых игр является то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного сюжета игры, а так же материал для подготовки к действиям в данной роли. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в ролевых играх, предложенных воспитателем или придуманных самими детьми. Так в непринужден-ной, игровой форме дети осваивают азы безопасности.
Одной из форм работы являются словесные игры, игры – добавлялки. Я использую такие игры, как «Закончи предложение», «Вставь нужное слово», «Это я, это я, это все мои друзья», «Причины пожара», «Доскажи словечко».
Одной из форм работы являются игры-тренинги, в ходе которых отрабатываются действия в различных ситуациях. Например, в тренинге по теме «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице», очень важно обучить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих. Вначале тренинга прошу детей позвать на помощь, как это делал петушок в сказке: «Несет меня лиса, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы… кот и дрозд, спасите меня. Разыгрываем эту сценку, где один из детей изображает лису, а другой - петушка. Лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывая на помощь кота и дрозда.
Рассматриваю и такую ситуацию, когда чужой человек пытается открыть дверь. Спрашиваю детей, что они будут делать в этом случае, и объясняю, что лучше всего позвонить по телефону 02 и вызвать полицию. Можно стучать по трубе или батарее, кричать и звать на помощь соседей, открыть окно и звать на помощь прохожих.
Так же провожу с детьми тренинг: как нужно себя вести при пожаре, что-бы закрепить действия детей, если в доме вдруг случился пожар.
Помогают в освоении правил безопасности просмотр мультфильмов, презентаций из серии «Азбука безопасности «Смешарики»». В этом мультсериале Смешарики расскажут детям о правилах дорожного движения, узнают о транспорте спец. назначения, про то, как правильно ездить на велосипеде, про опасные игрушки, которые могут привести к пожарам, о поведении при лесных пожарах. Как не замерзнуть в сильные холода, правила поведения на тонком льду, про невеселые петарды.
Уроки тетушки Совы «Азбука безопасности на дороге» познакомит с правилами поведения на дороге.
Одной из форм работы по освоения основ безопасности жизнедеятельности является продуктивная деятельность. Выставка рисунков, раскраски по закреплению правил пожарной безопасности, правил дорожного движения, лепка машин, светофоров.
Большое значение отвожу чтению художественных произведений, а именно сказкам. Люблю читать детям и обсуждать с ними сказки Татьяны Шорыгиной. Сказка «На лесной тропинке» «Лиса в заячьей шкуре» и т. д. Через сказки передаются разносторонние знания, в том числе о правильном (безопасном) поведении в быту, повадках зверей и их образе жизни, съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, различных явлениях в живой и неживой природе, способах и правилах поведения в опасных ситуациях (гроза, град, наводнение, пожар и др.). Использую примеры из знакомых сказок, и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и о семи богаты-рях" А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем.
Народные знания о безопасном быте, о природе и взаимосвязях в ней нашли широкое отражение в загадках, стихотворениях, пословицах и поговорках. Провожу с детьми вечера загадок, где закрепляем с детьми и правила пожарной безопасности, правила дорожного движения, знания о здоровом образе жизни, о бытовых электроприборах, о транспорте.
У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами. Поэтому в своей работе рассматриванию картинок уделяю должное внимание. Рассматривая иллюстрации, прошу оценить поступок сверстника, изображенного на картинке, прошу рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.
Провожу целевые прогулки, экскурсии. Экскурсия в пожарную часть произвела на детей неизгладимое впечатление. Дети познакомились с работой пожарных, работой диспетчера, познакомились с оборудованием пожарной машины.
Экскурсия на кухню научила детей замечать опасные предметы: горячая плита, режущие предметы.
Экскурсия в прачечную познакомила ребят с электроприборами, содержащимися в прачечной: стиральные машины, утюг.
Экспериментирование и опыты. Данный метода дает ребенку возможность находить подтверждение собственным умозаключениям.
Когда у нас в группе проходила неделя пожарной безопасности мы про-водили опыт, доказывающий, что огонь без воздуха погаснет, поэтому, когда случаются пожары, нельзя открывать окна и двери, что бы не допустить доступа кислорода с улицы.
Одной из форм работы по ОБЖ являются Развлечения. В нашей группе проходило развлечение «Наш друг светофор» на которых дети закрепили на практике всё о дорожных знаках, правилах поведения на улице.
В своей работе я уделяю большое значение беседам, как в повседневной жизни, так и в запланированной работе. С детьми проводила беседы на различные темы.
Пригласили главного специалиста по делам несовершеннолетних, которая провела беседу с детьми и рассказала много случаев из жизни Вадского района.
Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство со-причастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Формы работы с родителями :
Свою работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников.
В сентябре уже приняли участие в акции «Ребенок в кресле». Мною были подготовлены консультации. Были оформлены папки – раскладки. В своей работе использую памятки для родителей, где даются инструкции правильного выполнения каких либо действий.
Выводы:
Проведенная мною работа по данной теме принесла свои результаты:
• В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.
• Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами бы-та, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
• Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер