Татьяна Мальгина
Обобщение опыта по реализации педагогического проекта. Сюжетно-ролевая игра
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вашему вниманию обобщение опыта по реализации педагогического проекта на тему : «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТННЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
2 слайд. Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, создавая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты, проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития.
3 слайд. Особое значение в дошкольных учреждениях в соответствии с ФГОС ДО отводится игре. Ее влияние на развитие личности трудно переоценить.
Игра - наиболее доступный и основной для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
4 слайд. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни.
Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
5 слайд. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
6 слайд. Сюжетно – ролевая игра является важнейшим видом детской деятельности и оказывает большое влияние на межличностные отношения между детьми.
Сюжетно-ролевая игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни.
Ролевая игра – это активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать.
7 слайд. Однако, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, что выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.
Причинами этого являются:
-чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка
- технологизация современной жизни
Проблема межличностных конфликтов и их позитивное разрешение приобретает особую значимость.
Возможным выходом в данной ситуации является воспитание у дошкольников положительных качеств личности через сюжетно-ролевую игру.
8 слайд. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : формирование межличностных отношений дошкольников через сюжетно-ролевую игру.
9 слайд. Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Подобрать диагностический материал.
3. Разработать перспективное планирование по проведению сюжетно – ролевых игр.
4. Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
5. Разработать сборник сюжетно-ролевых игр, направленный на эффективное развитие межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста.
6. Формировать навыки самостоятельной организации игры, общения в процессе игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры, уважительное отношение к сверстникам.
Не читать! 10 слайд. Практические аспекты организации сюжетно-ролевой игры, направленные на формирование межличностных отношений дошкольников.
11 слайд. В ходе изучения и анализа психолого-педагогической, методической литературы по данной теме был подобран диагностический материал с целью выявления уровня сформированности межличностных отношений дошкольников.
12 слайд. По диагностике Н. Ф. Комаровой «Исследование межличностных отношений в игре» было проведено первичное обследование детей средней группы (4-5 лет).
13 слайд. Наблюдение проводилось за каждым ребенком (17чел.) в процессе сюжетно-ролевых игр по критериям, которые вы наблюдаете на слайде: (их не перечислять)
1 – общительность ребенка со сверстниками
2 – умение организовать игру
3 – умение без конфликта играть с другими детьми
4 – умение делиться игрушками
5 – умение сочувствовать другому ребенку, утешать его
6 – умение не обижать других
7 – умение не обижаться на других
8 – справедливость во взаимоотношениях со сверстниками.
14 слайд. Данные наблюдения по каждому ребенку фиксировались в Таблицу (представлена на слайде)
Оценка и интерпретация результатов по данной диагностике:
Высокий уровень: 6-8 баллов.
Межличностные отношения детей сформированы достаточно: ребенок стремится установить контакт со всеми сверстниками, проявляет инициативу к организации игры, не обижается сам и не обижает сверстников, помогает сверстникам во время игры.
Средний уровень: 4-5 баллов.
Уровень сформированности межличностных отношений в норме, но требует работы по формированию этих отношений. Ребенок устанавливает контакт со сверстниками, делится игрушками, но не может установить справедливость во взаимоотношениях.
Низкий уровень: 1-3 баллов.
Межличностные отношения детей не развиты. Ребенок не идет на контакт со сверстниками, чаще предпочитает остаться в стороне и играть один.
15 слайд. Таким образом, получены следующие результаты:
- высокий уровень сформированности межличностных отношений у
детей в средней группе не выявлен;
- средний уровень показали 55,5 % (10 детей);
- низкий уровень выявлен у 44,5 % (7 детей).
16 слайд. По итогам обследования, был сделан вывод, что необходимо организовать работу, направленную на формирование положительных межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста.
17 слайд. С целью формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры были разработаны:
- Тематическое планирование организации сюжетно-ролевых игр с учётом
возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста по средней и старшей группе. (на слайде представлен фрагмент тематического планирования)
18 слайд. - Сборник сюжетно - ролевых игр для детей дошкольного возраста.
(жюри может ознакомиться с печатным вариантом)
19 слайд. Большое внимание уделялось организации предметно-развивающей среде.
20, 21 слайд. Предметно- развивающая среда строилась по следующим принципам:
• обогащённость оборудования
• принцип обеспечения разнообразия деятельности ребёнка
• принцип предоставления детям условий для творческого и духовного развития.
22 слайд. Для организации сюжетно-ролевой игры использовался комплексный подход, который включает в себя:
23 слайд. - Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
24 слайд -Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, предметов, просмотр видеозаписей.
25 слайд -Чтение, рассказ, заучивание наизусть, прослушивание дисков, аудиозаписей.
26 слайд. - Различные виды игр на специально организованных занятиях, близкие по тематике или содержанию к сюжетно-ролевой (игра-путешествие, игра-экспериментирование, игра-фантазирование и др.)
27 слайд. - Свободная игровая деятельность детей.
28 слайд. - Совместное изготовление игрушек, ролевых атрибутов.
29 слайд - Вовлечение родителей в образовательный процесс.
30 слайд. - Обмен педагогическим опытом.
31 слайд. Для выявления эффективности применения комплекса сюжетно-ролевых игр по развитию межличностных отношений была проведена повторная диагностика.
На повторной диагностике использовалась та же методика, что и на входной диагностике, с той же группой детей.
Таким образом, в результате итоговой диагностики отмечен следующий уровень сформированности межличностных отношений:
- высокий уровень можно пронаблюдать у 41,1 % (7 детей).
- средний уровень выявлен у 47 % (8 детей).
- низкий уровень проявляется у 11,7 % испытуемых (2 ребенка).
32 слайд. Сравнивая результаты уровня сформированности межличностных отношений в сюжетно-ролевой игре, первичной и повторной диагностик, мы можем констатировать, что есть заметные улучшения: 7 детей достигли высокого уровня сформированности межличностных отношений.
33 слайд. В результате проведенной работы по данному направлению выявлено, что некоторые дети стали свободно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми: они высказывали своё согласие или несогласие, негодование или радость, просьбы, уважение, симпатию, могли поддержать разговор с незнакомыми людьми. Многие дети научились ориентироваться в правилах культуры поведения, проявлять чуткость к эмоциональному состоянию партнёра по общению (умение сопереживать неудачам или радоваться успехам друг друга, научились согласовывать свои желания с мнением других участников игры, научились спокойно, аргументированно доказывать свою точку зрения.
34 слайд. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ