Ляля Абулханова
Обобщение опыта «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем Ямал»
▼ Скачать + Заказать документы
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Публикация «Обобщение опыта „Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем Ямал“» размещена в разделах
Ямальская земля-это край контрастов. Здесь такие места, где, как и много столетий назад охотник в спокойном сосредоточении читает замысловатую вязь собольих следов. Здесь время сохраняет свой прежний темп. Их предки много столетий назад освоили Север, сделали его пригодными для жизни, создали тип хозяйства и культуры, которой позволили им существовать в крайне суровых условиях. Эти немногочисленные народы сумели расселиться на огромных пространствах и обжить их. Национальная культура малочисленных народов Ямала может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению.
Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим основательный теоретический и практический багаж. Были изучены: литература энциклопедического содержания, труды местных авторов, некоторые пособия дошкольной педагогики по ознакомлению детей с родным краем. Посещения музея и библиотеки.
Целью моей работы является ознакомление дошкольников с культурой и традициями коренных народов Ямала, совершенствование патриотического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к своему округу.
Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию в младшем дошкольном возрасте самая эффективная форма проекта. Актуальность метода проектов заключается в том, что он позволяет отойти от привычной всем формы, такое как занятие, и, основываясь, на таких видах детской деятельности, как игра, коммуникация, труд, чтение, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность, построить по-новому воспитательно-образовательный процесс. В основе, которого лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно следственные связи.
В реализации проектной деятельности дети учатся самостоятельно мыслить, находить решения проблем, привлекая для этой цели знания из разных областей. Действенное понимание общественного опыта возможно лишь при условии включения ребёнка в проблемные ситуации, где сам он действует как субъект. Используя проблемные задания худжественно-образной, познавательно-практической, а также социально значимой направленности, педагог дошкольного учреждения предоставляет детям знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, становится достоинством их личного опыта, они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности. Мною разработан проект «Ознакомление младших дошкольников с родным краем Ямал», направленный на решение вопросов патриотического воспитания.
Данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей среди которых живёт ребёнок. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
При беседах дети получали представление о коренных жителях. Показывая иллюстрации, я говорила: «Что живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с оленями с данного места на другое место. Съедят олени корм, идут дальше». Этот рассказ дети слушали с большим интересом, все для них было ново и необычно. Они запоминали название народов: ненцы, ханты, селькупы.
Знакомила с жизнью оленеводов в стойбище. Оформили макет стойбище, где сделали чум, оленя с нартами, усыпали ягелем. Он создавал впечатления, будто далеко в заснеженной тундре находится стойбище, где идут по-своему интересная, примечательная жизнь. Дети как бы перенеслись в ту обстановку, о которой я и хотела дать им определенные представления. Они слушали как завороженные. Им хотелось заглянуть в чум, пощупать его.
Каждый раз вводила новые слова такие, как стойбище, оленеводы, нарты, хорей и. т. д. Эти слова тяжело запоминались детьми.
Особое внимание уделяла традициям, обычаям и уважения к старшим. Дети ханты и ненцев постоянно находились с родителями, помогали им в работе: учились выделывать шкуры, изготовлять жилы для шитья меховой одежды, кроить и шить одежду и обувь, украшать её орнаментом, готовить пищу, поддержать очаг.
Мальчики перенимали у отца умения в поделке снастей для ловли рыбы, простейших орудий ловли пушных зверей, в изготовлении нарт, лодок и различной домашней утвари. Так дети накапливали жизненный опыт, став взрослым, дети ненцев заботятся о старших, помогают им.
Игровая деятельность обладает большими возможностями для ознакомления, поэтому, опираясь на их интерес к игре, организовывались сюжетно – ролевые игры: «Чум», «Ненецкая семья», «Оленеводы», «Рыбаки».
С целью ознакомления и дальнейшего закрепления знаний о ненецкой одежде, с искусством ханты, ненцев, с особенностями национального костюма. Были организованы игры «Ненецкая одежда», «Узнай и назови мою одежду», «Угадай, чья одежда», «Одень куклу», обращая внимания на элементы орнамента.
Очень разнообразен орнамент вышивок и аппликации, украшающих одежду. Он в основном геометрический, создается ломаными линиями. Каждый орнамент, что-то обозначает, и связан с животным и растительным миром, например, рога оленя, ушки зайца и. т. д. Орнамент похож на зверя, и поэтому поется в ненецкой песне о том, что по шубе ненецкой бежит зверь, олень. Рисовали с детьми орнаменты, вырезали из цветной бумаги, закрашивали готовый фон. Для рисования и аппликации отбирала орнаменты простые, доступные детям для воспроизведения.
На прогулке я обращаю внимание на красоту нашей природы, учу детей видеть и понимать её, ведь это начало патриотического чувства, чувства любви к Родине. Наш детский сад расположен среди домов, вокруг детского сада имеется зеленый массив, где я старалась знакомить с растительным миром. Знакомила детей с названием ягод, грибов, цветов, деревьев. Старалась способствовать появлению у детей эмоционального контакта с природой; не подавляя активности детей. Чтобы дети полюбили каждый кустик, каждое деревце, каждую травинку и бережно относились. Говорила о том, что ханты называют березу – дерево Бога, за её белый цвет, красоту и чистоту. К лиственнице коренные нарды ходят, чтобы исцелиться от болезней. Также много говорили о богатстве Ямала, о его животном мире.
Невозможно представить ненцев без оленей. Именно оно определило образ жизни этого народа, сформировало как материальную, так и духовную его культуру. Ведь олень дает человеку все: пищу, одежду, обувь, жилье, возможность передвигаться по огромным тундрам.
Детям рассказывала о рыбах, которые водятся в реках Ямала. Знакомила с названием рыб, оформили с детьми игру «Какая рыба водится на Ямале?».
Наряду с этой работой я знакомила детей с устным народным творчеством Ямала. Знакомя детей с ненецкими сказками, рассказами, я подводила их к пониманию того, что каждый народ имеет свой фольклор, который несет в себе народную мудрость, юмор, любовь к человеку, к отечеству.
Ненецкие сказки раскрывают традиции народа, его устои; глубокую почтительность и уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Из книг дети узнавали о жизни северян, их мечты, надежды.
Работая над знакомством детей с бытом и традицией народов Ямала, я не могла обойти стороной игры и праздники. Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Для коренных жителей Ямала состязания и физические упражнения являются неотъемлемой частью духовной культуры. Народы Ямала через игру воспитывают своих детей жизнестойкими, мужественными, приспособленными к суровым условиям обитания. Игра готовит ребенка к взрослой жизни, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствует двигательную активность.
В играх народов Севера много шуток, юмора, соревновательного задора, движения точны и образны.
Из покон веков повелось каждый год весной, когда просыпается земля, природа от зимней спячки проводят состязания, праздник «День оленевода». С детьми рассматривали альбомы, иллюстрации о праздниках. Детям рассказывала о том, что со всех сторон ямальской земли едут на этот праздник коренные жители, едут, чтобы показать свою удаль, ловкость, силу, выносливость. Мужчины соревнуются в гонках: на оленях, буранах, в метании топора, накидывании тынзяна на хорей, в национальном прыжке между нартами. Женщины состязаются в красоте нарядов, в умении быстро и вкусно накормить гостей национальной пищей.
Так же весной празднуется праздник народов ханты: «Вороний день». В этот день украшают самую красивую березу яркими лентами, навешивают на березу и загадывают желание.
Знакомясь с культурой народов Ямала, все больше понимаешь, на сколько интересны традиции и быт этих людей.
Проводя данную работу, я пришла к выводу, что дети стали больше интересоваться своим городом, жителями, достопримечательностями, коренными жителями которые проживают в городе и на Ямале.