Татьяна Марушко
Формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни
Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребёнку познавать себя как члена общества, живущего по нравственно-этическим нормам.
Ш. А. АМОНАШВИЛИ.
Пояснительная записка
Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в центре. Когда речь идёт о группе детей, проживающих большую часть времени без родителей, в детском учреждении группах, воспитание как педагогический процесс становится очень важной задачей.
Публикация «Формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни» размещена в разделах
Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса интерната. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей.
На протяжении МБУ «МЦСПСиД» Алексеевского городского округа неоднократно перед нами становилась проблема как более эффективно осуществлять трудовое воспитание в условиях центра. В процессе становления личности красной линией проходит трудовое воспитание от начала нахождения ребёнка в наших стенах и до выпуска из данного учреждения. Трудовое воспитание должно осуществляться с учётом перспектив развития каждого ребёнка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных, типологических особенностей. Содержание воспитательных мероприятий, средства и методы их реализации должны способствовать преодолению дефекта, сглаживанию нарушений эмоционально – волевой сферы, выработке адаптивных форм поведения. По выходу из центра дети должны успешно социализироваться, вливаясь в общество, не только зарабатывать себе на жизнь, но и выполнять различные социальные функции: создавать семью, растить детей, жить в соответствии с законами и правилами, регулирующими поведение человека в макро- и микросоциуме.
Деятельность педагога всегда регламентируется документами.
ФГОС ДО рассматривает трудовое воспитание ребенка в рамках области «Социально-коммуникативное развитие».
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Считаю, что взгляд педагога на важность трудового воспитания напрямую влияет на развитие личности ребёнка. Но как при этом учитывать потребности и интересы дошкольника? Как, идя им навстречу, формировать у ребенка самостоятельность, активность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?
Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога - воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.
Мои наблюдения за воспитанниками показали, что не все дошкольники трудолюбивы, многие из них относятся скептически к трудовым поручениям взрослых и воспринимают их, как одну из форм наказания за провинность. У дошкольников не сформированы нравственно-трудовые качества (настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до логического завершения, уважение к труженикам и бережное отношение к результатам труда других людей). Не каждый ребенок владеет умением общаться, трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда. Именно поэтому мной была выбрана тема «Формирование детского коллектива посредством трудовой деятельности».
Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, своевременное окончание работы, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения.
Поэтому, считаю проблему формирования детского коллектива посредством трудовой деятельности актуальной, одной из важнейших и значимых задач для обучения и воспитания дошкольников.
Первые неустойчивые объединения детей проявляются в игровой деятельности под чутким руководством воспитателя. Активная позиция его проявляется и в том, что он создает первичные объединения детей, учитывая их индивидуальные особенности, добиваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отражалось на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пассивных.
Формирование детского коллектива заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Воспитатель выдвигает более сложные цели совместной деятельности - трудовые. Умение трудиться приобретается детьми в процессе ознакомления с окружающим миром, зачастую при взаимодействии в коллективе. По опыту работы с детьми младшего возраста замечено, что чем раньше с детьми начинает проводиться грамотная работа по формированию коллектива, тем она будет более успешной. Состав объединений у детей 3-4 лет становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников. Важная задача воспитателя на данном этапе - формировать организаторские умения у всех детей.
По опыту заметила, что поручать важное дело, делать организаторами желательно самых хулиганистых детей в группе.
Средний возраст характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей : они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом этапе появляется осознание себя, как части общего, как члена коллектива.
Теперь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы. Этому способствует выполнение общего задания с общественно значимым мотивом: сделать для малышей игрушки, вскопать грядки на участке детского учереждения и т. д.
Периодически выполняя поручения и обязанности, имеющие значение для всех (дежурство, уход за животными и растениями, украшение групповой комнаты к празднику и др., каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы. На этом этапе позиция воспитателя изменяется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, выступает в качестве советчика, старшего товарища, всячески поддерживает хороших организаторов коллективных дел и затей. Он добивается, чтобы в этой роли побывало, возможно, больше детей, ведет разъяснительную работу с теми, кто постоянно претендует на ведущую роль в коллективной игре, труде, подавляет своей активностью других.
Формирование детского коллектива связано с задачей воспитания у детей чувства коллективизма; они все чаще слышат оценку их поведения, мотивированную интересами всего коллектива. Например: «Как хорошо работали наши дежурные, они обо всех позаботились, детям приятно сесть за стол». Дети могут услышать и замечания от лица группы: «Ты нас всех задерживаешь, из-за тебя мы опаздываем» и т. д. Определенным показателем сформированного коллектива являются и совместные переживания детей за одного из своих товарищей.
Для развития детского коллектива и укрепления связей внутри него, он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Разные виды трудовой деятельности, применяемые в той или иной степени на протяжении всего времени пребывания в детском саду, открывают большие возможности для формирования умений и навыков работы в коллективе. При этом необходимо помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.
Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной - значит коллектив в достаточной степени сформирован.
Цель: формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.
Система трудового воспитания, осуществляемая в детском учреждении, решает следующие задачи:
1. Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
2. Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.
3. Развивать трудовое умение, умение планировать и организовывать свою работу.
4. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности,
5. Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.
6. Поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся через трудовое обучение и воспитание, включение детей с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей.
Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в центре. Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Воспитатели стараются привить детям привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом. Дежурство по группе, столовой; уборка спален и других помещений; участие в субботниках по благоустройству и уборке территории центра – формируют основы социально-адаптивного поведения и предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду. В реализации данной темы важное значение отводится встречам со специалистами по вопросам профориентации, экскурсиям на предприятия и организации села, встречи с представителями различных профессий, трудовым делам и участием в районной и областной выставках. Данные мероприятия закладывают положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, потребности в творческом труде; готовят к сознательному выбору профессии, формируют культуру труда.
Я остановилась на организации и планировании работы по трудовому воспитанию таким образом, чтобы вся совокупность воспитательных средств была направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идёт о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
За основу своего опыта я опиралась на предложенные материалы выдающихся педагогов: В. В. Выгодского, Ш. А. Амонашвили, А. С. Макаренко, С. Л. Мирского, В. В. Воронковой и других. В основу всей воспитательной работы по трудовому воспитанию были положены следующие моменты: мотивы, один из ведущих видов деятельности, учитывались возрастные и психофизические особенности детей. Учитывая вышесказанное, я выделила приоритетные задачи в каждом звене:
Трудовое воспитание.
• отработка навыков учебного поведения;
• вооружение основными навыками самообслуживания;
• формирование навыков трудовой коллективной деятельности.
Основы жизнеобеспечения и трудовое воспитание.
• ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях;
• развитие алгоритма решения различных житейских проблем;
• отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилыми комнатами;
• охрана природы
Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание.
• проф. самоопределение– развитие способности конструировать возможные варианты будущего;
• трудовое воспитание;
• жизнеобеспечение.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста связано с физическим и нравственным развитием ребенка. В процессе выполнения постепенно усложняющихся заданий малыши укрепляют свое здоровье, они все более уверенно, точно движутся. Именно трудом формируется устойчивость в поведении, вырабатываются самостоятельность и дисциплина. В процессе трудовой деятельности дошкольника детский коллектив объединяется: малыши учатся работать сообща, оказывать товарищу помощь, находить совместные решения для достижения требуемого результата. В зависимости от цели и содержания различают следующие виды труда дошкольников :
1. самообслуживание;
2. хозяйственно-бытовой;
3. в природе;
4. ручной.
Каждый из видов позволяет ребенку осваивать окружающий мир, развивать мышление, память, получать знания о предназначении и правилах использования материалов и орудий для работы. К тому же ознакомление детей с трудом взрослых расширяет кругозор дошкольников, способствует воспитанию уважительного отношения к старшим.
Самообслуживание
В период младшего дошкольного возраста задачи трудового воспитания – формирование у ребенка навыков ухода за собой, развитие способности удовлетворять собственные потребности. Это связано с преодолением некоторых возрастных трудностей :
• пальцы малыша еще недостаточно послушны;
• пока сложно дается запоминание последовательности определенных действий;
• способность к волевым усилиям еще только начинает формироваться.
• раздевание и одевание;
• умывание и уход за зубами;
• уборка постели после сна;
• подготовка места для работы;
• наведение порядка в игровом комнате.
Навыки самообслуживания закрепляются путем ежедневного выполнения, соблюдения единых требований. Воспитатель должны контролировать аккуратность и самостоятельность детей, формируя у них привычку к опрятности, соблюдению чистоты. При этом необходимо постоянно называть дошкольникам виды одежды, ее частей, вводить в их лексикон новые термины.
Хозяйственно-бытовой труд
Этот вид деятельности направлен на формирование положительного отношения к сверстникам, окружающим взрослым. Осваивая в процессе хозяйственно-бытовой деятельности новые навыки, дошкольники учатся относиться с уважением к результатам чужой работы. Трудовое воспитание своими методами и средствами позволяет ребенку на каждом возрастном этапе освоить определенные умения :
1. Воспитанник способен полоскать белье и делать влажную уборку для своих игрушек, помогать накрывать на стол, убирать свое рабочее место, сметать снег на скамейке во дворе.
2. Ребенок среднего дошкольного возраста выполняет обязанности дежурного, самостоятельно моет и выжимает ветошь для ухода за игрушками, может постирать одежду кукол, полностью сервировать столик для обеда, протереть полки, подмести в саду дорожку.
3. Старший дошкольник готовит свое рабочее место к занятию, игре, моет резиновые объекты с безопасным мылом, способен постирать вещи небольших размеров.
Ремонтируя вместе игрушки или подклеивая книжки, дошкольники учатся помогать сверстникам, заботиться о малышах. Этот вид труда детей направлен на поддержание порядка, чистоты. Взрослые должны использовать такие средства воспитания, как похвалу выполненной работе, оценку качества помощи другому человеку. Тогда у ребят появляется стремление соответствовать им, тянуться друг за другом, достигать поставленных целей.
Труд в природе
С помощью труда в природе дети познают красоту малой родины, развивают наблюдательность и совершенствуют свои движения. Они повышают выносливость, развивают способность к волевому усилию. Средствами этого вида решается вопрос воспитания бережного отношения к окружающей среде.
Трудовая деятельность дошкольника усложняется с каждым этапом взросления. Это касается и работы ребят в природе. В младшей группе воспитанники вместе с наставниками подкармливают разноцветных рыбок в прозрачных аквариумах, помогают собирать урожай на участке, кормят птиц, остающихся на зиму. С удовольствием дети поливают растения в горшках, протирают их листочки. Они узнают от взрослых новые понятия, сведения об окружающем их мире природы, учатся любить питомцев в живых уголках, заботиться о них.
Ребята старшей группы берут под свою опеку растения и животных, которые нуждаются в более сложном уходе. Сеют семена с разным вегетационным периодом – привыкают к систематичности работы. Дети становятся все более внимательными и заботливыми. Дошкольникам доверяют работу с пульверизатором, они способны самостоятельно рыхлить землю на заданную глубину, не повреждая корней у растений. Под контролем воспитателя дети пробуют высадить рассаду, подкормить растения.
В процессе трудовой деятельности дошкольники учатся замечать закономерности, связи между теми или иными явлениями. У них становится шире кругозор, повышается самостоятельность. Ребята учатся радоваться результатам собственного труда, доставлять удовольствие родителям, рассказывая о своих достижениях.
Ручной труд
Трудовое воспитание малышей старшего дошкольного возраста направлено также и на развитие умения работать с разными материалами. Это достигается в процессе занятий ручным трудом. Ребята под руководством взрослых мастерят различные поделки, используя при этом:
• разные виды цветной или белой бумаги – картон, гофрированная или бархатная бумага, салфетки;
• природный материал – желуди, солома, шишки, косточки фруктов, кора, початки кукурузы;
• бросовый материал – обрезки тканей, меха, коробки, одноразовая посуда, катушки.
Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами. Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения. Средствами ручного труда прививается чувство эстетики, ведь подарки, которые ребята вручат своим родителям, должны выглядеть красиво и аккуратно.
Гигиенические условия
Уделяя внимание средствам и формам организации детского труда, в первую очередь надо помнить о гигиене, чтобы предупредить отрицательное влияние условий деятельности на здоровье малышей
Для ручного труда понадобятся также различные инструменты и материалы. Требования ко всему оборудованию – безопасность, соответствие возрасту детей, удобство в использовании, эстетичный и привлекательный вид. Должны быть выделены уголки для хранения необходимых средств отдельно по каждому виду труда.
Перечень критериев навыков сформированности трудового воспитания.
В результате проделанной работы у воспитанников центра групп, должны быть сформированы следующие умения и навыки :
Начальное звено:
1. Владеет навыками (т. е. автоматически, аккуратно и качественно) личной гигиены, самообслуживающего труда : чистить зубы, причёсываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный); содержать своё рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть навыками уборки группы, спальни, участка.
2. Сформирована система элементарных трудовых навыков и умений : умеет играть с игрушкой, в настольную игру, работать с любой книгой; любит читать (или чтобы ему читали; предпочитает чтение телевизору); знает как вести себя на занятии, при самоподготовке и пр. ; может выполнять элементарные работы: убирать (всё очень качественно, мыть посуду, гладить бельё, зашивать, пришивать; убирать территорию, копать, сажать, ухаживать за растениями.
Среднее звено:
1. Владеет навыками самообслуживающего труда и способен выполнять работы по группе (дому, участку: убирать, мыть, стирать, гладить чистить.
2. Имеет представления о видах профессий, труде и зарплате; осознаёт связь между благополучием человека и его трудом; умеет обращаться с деньгами и понимает их назначение; имеет представление о законах, о правах и обязанностях детей в нашей стране.
Старшее звено:
1. Знает свои положительные и отрицательные черты, умеет давать себе правильную самооценку; умеет принимать и оказывать помощь; умеет понимать других и правильно их оценивать.
2. Владеет навыками самообслуживающего труда, умеет правильно планировать свой труд (уборка дома помещений и т. д.); умеет правильно распоряжаться своими деньгами; имеет общее представление о мире профессий; сформирована потребность трудиться, умеет оформлять документы необходимые для устройства на работу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведя итоги диагностики (которая проводится на протяжении всех лет обучения детей в нашей центре) мы видим, что дети приходят плохо владея знаниями, умениями и навыками которые необходимы чтобы успешно социализироваться вливаясь в общество регулирующими поведение человека в макро- и микро социуме. Это происходит из недостатка внимания родителей т. к. основная масса детей из неблагополучных семей. Находясь в центре у воспитанников начинают формироваться трудовые знания, умения и навыки необходимые в самостоятельной жизни. В начальном звене отрабатываются поведения, овладевают навыками самообслуживания, формируются навыки трудовой коллективной деятельности. В среднем звене начинают ориентироваться в различных жизненных ситуациях, развивается алгоритм решение решения различных житейских проблем, отрабатываются трудовые навыки по уходу за собой и своим жилищем. В старшем звене знают свои положительные и отрицательные черты, умеют дать себе правильную самооценку, принимать и оказывать помощь другим. А также имеют необходимое представление о мире профессий, сформирована потребность трудиться. Из положительной динамики которую мы наблюдаем в диагностики – ДЕЛАЮ ВЫВОД: своей цели по формированию трудовых знаний, умений и навыков необходимых в самостоятельной жизни на данном возрастном этапе достигла.
Литература:
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».