Марина Адамова
Обобщение опыта «Игровой стретчинг как инновационная игровая технология на занятиях по физическому развитию детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Растяжки сопутствуют нам всю жизнь. Рождение – это растяжка. Глубокий вздох, улыбка, любое движение тела – растяжка. Растяжки – это гибкость, гибкость – это молодость, молодость – это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощённость, уверенность в себе» (Слайд №1).
Е. И. Зуев «Волшебная сила растяжки»
Актуальность (Слайд № 2)
В настоящее время ученые и практики констатируют возникающее противоречие между декларируемыми ценностями здоровья, здорового образа жизни и тем фактом, что все большее количество детей имеют отклонения в психофизическом развитии. Происходит понимание того, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а полнота жизненных сил, гармоничное развитие личности и ее взаимосвязи с окружающим миром. Статистика говорит о том, что количество детей с 1-й группой здоровья катастрофически снижается (рост нарушений опорно-двигателъного аппарата, нарушения в развитии речи, гипервозбудимость или заторможенность). Причинами являются ухудшение экологии, невысокий уровень материального благосостояния, уменьшение двигательной активности.
Публикация «Обобщение опыта „Игровой стретчинг как инновационная игровая технология на занятиях по физическому развитию детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Игровой стретчинг
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. Для решения этой проблемы недостаточно традиционных форм и методов работы по физическому развитию дошкольников. Современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической. Одной из таких технологий является стретчинг. Это современная форма корригирующей гимнастики, которая имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Использование инновационной технологии повышает эффективность физкультурно- оздоровительной работы ДОУ. Стретчинг - оздоровительная методика, основанная на естественных растяжках, направлена на укрепление позвоночника и профилактику плоскостопия. Она позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывает оздоровительное воздействие на весь организм. При исправлении осанки тело как бы просыпается, улучшается общее самочувствие, исчезают спазмы мышц. Помимо общего оздоровительного эффекта, умения управлять своим телом, запас двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создаёт чувство внутренней свободы.
Рассмотрев актуальность и значимость вопроса, был сделан вывод, что применение авторской методики игрового стретчинга А. Г. Назаровой включает в себя интеллектуальное развитие, развитие коммуникативных навыков, приобщение детей к самосовершенствованию своего тела, развитие творческой личности, совершенствование психологических процессов, формирование привычки здорового образа жизни.
С целью планомерности и систематизации работы по оздоровлению детей разработан перспективный план по использованию игрового стретчинга на физкультурных занятиях и утренней гимнастике.
Цель моей работы – гармоничное и всестороннее развитие детей посредством игрового стретчинга. Используя данную технологию, в работу вовлекается весь организм, включая психику, происходит расслабление и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т. к. воздействуя на все органы, вырабатывается естественная сопротивляемость организма.
Для решения поставленной цели, я поставила перед собой задачи: (Слайд № 3)
1. Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).
2. Способствовать развитию физических способностей (мышечной силы, гибкости, выносливости, координационных способностей, ориентировке в пространстве).
3. Развивать высшие психические функции (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, умственные способности).
4. Способствовать правильному развитию всех жизненно важных систем органов в организме детей (дыхательная,опорно-двигательная,пищеварительная,нервная,сердечно-сосудистая, кровообращения).
5. Способствовать развитию психомоторных способностей (статическая координация; динамическая координация; природная быстрота реагирования;
6. Создавать условия, обеспечивающие психоэмоциональное благополучие детей дошкольного возраста, раскрепощенности и творчества в движениях.
Работа по внедрению инновационной игровой технологии, осуществлялась на протяжении двух лет в три этапа (Слайд № 4)
I этап. Подготовительный (информационно – аналитический). Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формирование цели и задач самообразования, определение конечного результата, повышение уровня профессиональной компетенции, определение объёма материала, который будет адресован детям. Вначале я познакомилась с технологией педагога-психолога Назаровой Анны Георгиевны, методиста института валеологического образования. Она разработала для педагогов и родителей целую систему по оздоровлению детей дошкольного и младшего школьного возраста. А также с опытом Сулим Елены Владимировны, которая включила игровой стретчинг в систему физического воспитания детей в ДОУ.
На этом первом этапе провела подборку:
- апробация нового материала;
- подборка упражнений игрового стретчинга для использования в ОД;
- разработка конспектов занятий с элементами игрового стретчинга;
- разработка конспектов утренней гимнастики с элементами игрового стретчинга;
- составление диагностических карт;
- показ мастер – классов.
II этап. Организационно - практический.
III этап. Аналитически – завершающий.
Для успешной реализации поставленных задач необходимо соблюдение условий, одним из которых является создание предметно-пространственной среды, потому что они помогают разнообразить занятия, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес, дают возможность применять дифференцированный подход в обучении.
При создании механизма использования предметно - развивающей среды я учитывала такие важные моменты: как комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм, соответствие развивающей среды перспективного планирования.
Правильное расположение спортивного инвентаря, позволяет рационально использовать время, отведенное на занятии, а его разнообразие позволяет увлечь детей к активной двигательной деятельности.
Для использования технических средств обучения мною была сделана подборка видеозаписей, презентаций, фонограмм и песен, музыки для релаксаций соответствующие возрасту детей и теме занятий.
Занятия стретчингом не должны проводиться в ущерб образовательной программе дошкольного образования. Поэтому мною были найдены пути интеграции элементов стретчинга в режимных моментах : в физкультминутках, в комплексах бодрящей гимнастики (слайд № 5) Так же упражнения игрового стретчинга я использую в спортивных развлечениях, в совместной и самостоятельной двигательной деятельности детей, на утренней гимнастике, включаю в ОРУ на занятиях по физической культуре.
Методику игрового стретчинга, я начинала применять со старшей группы, обязательно учитывала возрастные особенности детей. Стретчинг проводится в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на индивидуальных ковриках, одеты удобно и легко, без обуви, босиком или в носках. При работе с детьми я стараюсь использовать различную мотивацию. Это может быть письмо с просьбой, полученное от сказочного персонажа или загадка, наводящая на конкретную сказку.
Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение, улыбка, радость, делают наши упражнения особенно эффективными.
При использовании методики игрового стретчинга я выработала для себя несколько золотых правил: (слайд № 6)
1. Стараюсь удерживать внимание детей на определенных мысленных образах, делать представления яркими, живыми.
2. Акцентировать внимание детей начинаю с концентрации на реальных ощущениях, восприятиях (мышечных, зрительных, слуховых).
3. Именно в состоянии мышечной расслабленности происходит воздействие мысленных образов, регулирующей и программирующей силы слова.
4. В каждом упражнении обязательно сочетаю динамичные и статичные формы работы мышц. Всякое движение компенсирую контр движением. Мышцы, находящиеся под напряжением, укрепляю путем растягивания и расслабления.
5. Не выполняю несколько упражнений подряд на сходные группы мышц.
Правила стретчинга :
• Разогрев перед упражнениями;
• Медленное и плавное выполнение упражнений;
• «Правило ровной спины» - следите за осанкой;
• Выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела;
Спокойное дыхание.
Принципы выполнения упражнений игрового стретчинга
Наглядность: показ физических упражнений.
Доступность: обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Систематичность: регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
Закрепление навыков: многократное выполнение упражнений.
Индивидуально-дифференциальный подход: учет особенностей возраста, состояния здоровья ребенка.
Сознательность: понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.
При использовании игрового стретчинга позвоночник растягивается в различных направлениях. Растягивание происходит без лишнего усилия, не приносящего беспокойства и неприятных ощущений. Движения мягкие, медленные, контролируемые телом. Работа с одними мышцами влияет на тонус других, происходит биосвязь с мозгом. В одном занятии я использую упражнения на все группы мышц. Все упражнения выполняю под отрывки музыкальных произведений из классической и народной музыки.
Занятие состоит из трех частей (Слайд № 7).
В первой (вводной) части ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений. Дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков. В содержание вводной части вводятся упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.
Во второй (основной) части происходит обучение детей новым упражнениям, закрепляя старые. Основную часть лучше всего начинать с упражнений на растяжку позвоночника. Все упражнения выполняются под соответствующую классическую или народную музыку. Для поддержания интереса, разнообразия упражнений можно использовать стихи, загадки, речевки.
На одном занятие мы выполняем :
- 2-3 упражнения для мышц живота и спины:
-1 упражнения для укрепления позвоночника;
- 1-2 упражнения для укрепления мышц ног и стоп;
- 1 упражнения для развития плечевого пояса или на равновесие.
Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Сюжеты для ролевых игр должны соответствовать возрасту и быть доступны пониманию детей, расширять кругозор, воспитывать их эстетически и этически. В основном используются сюжеты народных сказок, сказок русских и зарубежных писателей, а также авторские сказки А. Г. Назаровой.
В третьей (заключительной) части занятия происходит постепенный переход организма ребенка к другим видам деятельности. Для более плавного перехода можно использовать релаксацию, что способствует снятию усталости и созданию дополнительного положительного фона и настроя детей. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер.
Для того, чтобы педагоги дошкольного учреждения могли включать стретчинговые упражнения в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в совместную деятельность с детьми, в двигательную деятельность на прогулке, могли корректировать самостоятельное выполнение детьми стретчинговых упражнений, я провожу индивидуальные и групповые консультации с педагогами («Методика проведения занятий игрового стретчинга», «Влияние игрового стретчинга на физическое развитие ребёнка», «Игровой стретчинг - как инновационная технология в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ») открытые занятия, практикумы, мастер – классы (слайд №8).
Для повышения качества выполняемых упражнений необходимо донести данную информацию родителям. Для этого я выкладываю консультации («Что такое игровой стретчинг?», «Стретчинг – это интересно!», «Развитие у детей гибкости, пластичности через использование игрового стретчинга»,«Игровой стретчинг в домашних условиях») на сайте детского сада, в группе ДОУ в контакте, на сайте МААМ, в информационных уголках групп, в форме индивидуальных бесед; провожу мастер – классы (Слайд №9).
Для обследования детей были выбраны контрольные тесты для дошкольников методики Ж. К. Холодова и В. С. Кузнецова, так как они не представляют сложности в организации, проведении и обработке результатов в условиях ДОУ, позволяют провести в форме игровых упражнений. Мониторинг проводился в начале и конце учебного года. Результаты вы видите на слайде (Слайд № 10, см. приложение №1, см. приложение №2)
По результатам мониторинга можно сделать определенные выводы о том, что показатели уровня физического развития детей за два года (с момента начала работы до выпуска в школу) в среднем выросли от 30% до 70%.Отметим, что средние показатели развития гибкости и координации, определённые по результатам измерений у воспитанников в конце улучшились. У детей повысился уровень физической подготовленности.
Увидев результат своей работы, делилась опытом работы в ДОУ, так и МО (2021- открытый показ утренней гимнастики с элементами стретчинга «В гостях у сказки», 2023 открытый показ ОД в подготовительной группе «Путешествие в страну Здоровья»)
В ходе работы по данному направлению мною были подготовлены:
- Картотека конспектов занятий с элементами игрового стретчинга для детей старшего дошкольного возраста.
- Картотека конспектов утренней гимнастики с элементами игрового стретчинга для детей старшего дошкольного возраста.
- Картотека упражнений игрового стретчинга.
- Фонотека к упражнениям игрового стретчинга.
- Презентации к утренней гимнастики с элементами игрового стретчинга.
- Разработана программа для детей средней группы «Грация».
Опыт работы в этом направлении оцениваю как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения с детьми дошкольного возраста. Используя игровой стретчинг, мы воспитываем у дошкольников понимание здоровьесбережения - важного условия физического развития и формирования их умений самостоятельного овладения физическими упражнениями, отношения к здоровому образу жизни, потребности в двигательной активности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. А. Г. Назарова «Игровой стретчинг» («Типография ОФТ», Спб. : 2005).
2. Е. В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг» (ТЦ «Сфера», М. : 2010);
3. Е. Н. Назарова, Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни — М. : Академия, 201;
4. Г. И. Нарскин // Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2002.
5. Интернет источник.