Марина Матвеева
Области применения ИКТ для развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Области применения ИКТ для развития дошкольников
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Публикация «Области применения ИКТ для развития дошкольников» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании представляют собой комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
Специфика внедрения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников заключается в использовании компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника и существенно позволяет расширить возможности педагога.
Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Использование компьютера для обучения и развития детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.
1. Опосредованное обучение и развитие.
а) Использование глобальной сети интернет.
Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования:
- это дополнительная информация, которой нет в печатных изданиях;
- это разнообразный иллюстративный материал (анимации, видеоматериалы и др.);
- это доступный способ распространения методических идей и дидактических пособий.
Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.
Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям.
Например, помощниками на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста могут быть электронные иллюстрированные словари и сюжетные альбомы. Они предназначены для увеличения словарного запаса детей, их можно использовать как дидактический материал при обучении детей чтению. Электронные учебные пособия, предназначенные для детей дошкольного возраста, помогут выучить начертания букв и научиться читать.
Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам раннего развития и обучения детей, а также любые фотографии и иллюстрации для занятий.
б) Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер дает возможность воспитателям и специалистам ДОО по составлению всевозможных планов, мероприятий, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать данные о нем, результаты мониторинга, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития, также возможно ведение базы по книгам и др.
2. Непосредственное обучение.
а) Использование развивающих компьютерных программ.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Наглядная информация привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовоспритие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес.
Есть ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
-исследовательский характер
-легкость для самостоятельных занятий ребенка
-развитие широкого спектра навыков и представлений
-высокий технический уровень
-возрастное соответствие
-занимательность.
Обучающие программы можно классифицировать следующим образом:
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. «Говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры путешествия, «бродилки».
5. Простейшие программы по обучению чтению, математике и др.
б) Использование мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у детей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций ценности.
Таким образом, сегодня ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
Используемая литература:
1. Гогоберидзе А. Г. Портрет современного ребенка дошкольного возраста: методика изучения. Современный детский сад. – 2010.
2. Добронравова О. В. Модель дидактической аудиовизуальной среды как средства развития художественно-творческой активности. Педагогическое образование и наука. – 2008.
3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
5. Наугольных И. Р. Развивающие технологии в детском саду, или как вырастить почемучек. Дошкольная педагогика. – 2008.
6. Шувалова Н. Ю. К вопросу о развитии познавательной активности у старших дошкольников в процессе компьютерной игры. Психология и школа. -2008.