Анна Рожкова
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы в родительском клубе «Семейная академия»
«Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Сегодня в обществе идет становление новой системы образования. Признание государством приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений между родителями и образовательной организацией, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Публикация «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2020
Согласно нормативно-правовых документов, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В том числе ФГОС ДО направлен на решение одной из приоритетных задач - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Преобладающая часть родителей — плохо идут на контакт с педагогами. При этом, не имея специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности. Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Пытаясь найти выход из данной ситуации, мы провели опрос родителей, с целью выявления уровня компетентности по вопросам детской педагогики и психологии. По результатам опроса, родители оказались недостаточно компетентными в данной области. Мной было предложено создание на базе нашего детского сада родительского клуба, где совместно с родителями и педагогами решаются разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием и обучением ребенка и в 2014 году был создан родительский клуб «Семейная академия».
Цель - повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) по направлению «Основы детской психологии и педагогики» и гармонизация детско-родительских отношений в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи:
• актуализировать потребности родителей в получении специальных знаний, умений, навыков по выстраиванию детско-родительских отношений;
• содействовать развитию ключевых компетенций родителей;
• мотивировать родителей к взаимодействию со специалистами МБДОУ;
• информировать родителей о возрастных и индивидуально-психологических особенностях ребенка;
• пропагандировать обобщенно-позитивные образы семьи, отца, матери, родного дома.
Ежегодно руководителем родительского клуба, которым я являюсь, совместно с творческой группой педагогов разрабатывается план по повышению родительской компетентности.
В план включены 8 модулей.
1. Психологический модуль. В этот модуль включены такие темы, как «Взаимоотношение и взаимопонимание детей и родителей», «Психологическое здоровье дошкольника», «Как нельзя поступать с ребенком», «Агрессивность детей и способы реагирования на агрессию ребенка в разном возрасте» и др.
2. Модуль «Основы семейного права» рассматривает такие темы, как «Основные психолого-педагогические модели детско-родительских отношений», «Источники семейного права: Конституция Р. Ф., Семейный кодекс Р. Ф.», «Права и обязанности родителей» и др.
3. Модуль «Социально-коммуникативное развитие» : «Общение через игру», «Ссоры между родителями и их влияние на ребенка», «Ошибки семейного воспитания» и др.
4. Модуль «Познавательное развитие» : «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников», «Как развивать познавательный интерес у детей» и др.
5. Модуль «Художественно-эстетическое развитие» : «Методы, формы и задачи эстетического воспитания детей», «Психолого-педагогическая сущность художественно-эстетического воспитания» и др.
6. Модуль «Безопасность» : «Безопасность детей в наших руках», «Ребенок один дома» и др.
7. Здоровьесберегающий модуль: «Физкультура в семье как залог ЗОЖ», «Здоровое питание» и др.
8. Модуль «Речевое развитие» : «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр», «Родители – главные помощники логопеда» и др.
Тематика заседаний родительского клуба включается в план с учетом потребностей родителей. Для этого в начале учебного года проводится анкетирование родителей.
Формы проведения: очно-заочные.
В очные формы входят мастер–классы, дискуссии, деловые игры, квесты, круглые столы, развлечения, спортивные мероприятия.
Педагогами и специалистами проводили мастер-классы по темам, которые вы можете увидеть на слайде. Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию, по здоровьесбережению, по речевому развитию, по физическому развитию, а также квесты.
Для проведения мероприятий родительского клуба мы привлекаем социальных партнё ров:
организуем встречи со специалистами отдела опеки и попечительства и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП,
со специалистами МКУ «Приобской средней общеобразовательной школы»,
медицинскими работниками «Приобской городской больницы»,
инспекторами ГИБДД и другими.
Заочная форма включает в себя консультации, разработка памяток и буклетов, методических рекомендаций. Так же на официальном сайте ДО есть страница родительского клуба, где размещаются консультации и информация для родителей.
Клуб «Семейная академия» посещают родители воспитанников детского сада, в том числе родители детей с ограниченными возможностями здоровья, а также родители детей, находящихся на домашнем обучении.
В нашей дошкольной организации функционирует группа компенсирующего вида для детей с нарушением речи и поэтому большее значение мы придаём мероприятиям посвящённым развитию речи. И одним из мастер-классов было ознакомление родителей с инновационными технологиями по речевому развитию. Мы знакомили их с таким оборудованием как логопедический тренажёр «Говорящее зеркало», оно было представлено на конференции в прошлом году, программное обеспечение «логопедическое обследование детей», логопедический тренажёр «Дельфа». Но большую заинтересованность у родителей вызвала игра «Игры для Тигры», так как эту игру родители могут использовать в домашних условиях.
Организованная работа педагогического коллектива по повышению родительской компетентности, в рамках родительского клуба, позволяет родителям создать благоприятный психологический климат в семье, выстроить доверительные детско-родительские отношения, снизить риск семейного неблагополучия, а значит, обеспечивает право на развитие способностей каждого обучающегося.
Результатом клуба является: включение родителей в жизнь детского сада, сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы.
Работа клуба способствует укреплению позиции семьи, как партнера образовательной среды дошкольной организации.
План родительского клуба «Семейная академия» был представлен на Международный конкурс «Лучшая методическая разработка» на сайте «Новое поколение», в номинации «работа с родителями», где удостоен I места.
Сейчас я предлагаю Вам, уважаемые участники, поиграть со мной в игру «Игры для Тигры» (мастер – класс).