Ольга Глазкова
Обеспечение игровой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют решение задач психолого-педагогической работы по формирования физических, интеллектуальных и личностных качеств детей строить с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей. Содержание Программы должно включать совокупность образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», и обеспечивать разностороннее развитие детей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Публикация «Обеспечение игровой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Очень важно учитывать в дошкольных образовательных учреждениях специфику построения образовательного процесса. Концепция дошкольного воспитания (1989) ориентирует педагога детского сада на личность ребенка и на коренное изменение характера общения с ним. Для достижения целостности образовательного процесса и успешной реализации программы для дошкольников Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова предложили рассматривать образовательный процесс с позиции форм работы с детьми. В качестве основания для определения структурных составляющих образовательного процесса рассматриваются типы взаимодействия взрослого с детьми и выделяются 3 блока процесса, каждый из которых имеет свою специфику:
• Блок 1 – регламентированная деятельность в форме специально организованных занятий (взрослый всегда инициатор активности детей);
• Блок 2 – совместная деятельность воспитателя с детьми (воспитатель сам может вызвать активность детей или подключиться к уже возникшей деятельности);
• Блок 3 – свободная деятельность детей (функция воспитателя состоит в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер).
Эти блоки отличаются между собой степенью инициативы взрослого и детей. Долгое время в системе дошкольного образования основной формой организации обучения в детском саду являлось занятие. Оно организовывалось и проводилось педагогом, который определял в соответствии с программой содержание, методику и технологию занятий с детьми различных возрастных групп.
В соответствии с ФГОС основной формой работы с детьми дошкольного возраста признается игра, которая должна, наконец, занять достойное место в образовательном процессе детского сада. Образовательную деятельность следует осуществлять в совместной деятельности взрослого с детьми (в процессе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей. Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах определены: ее продолжительность в соответствии с возрастными возможностями детей; максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки в каждой возрастной группе и дни наиболее высокой работоспособности.
В группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.