Радецкая Ирина Сергеевна
О знакомстве с фольклором хакасского народа в процессе формирования основ музыкальной культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Радецкая И. С. (г. Абакан, Республика Хакасия, Российская Федерация)
О знакомстве с фольклором хакасского народа в процессе формирования основ музыкальной культуры дошкольников
Публикация «О знакомстве с фольклором хакасского народа в процессе формирования основ музыкальной культуры дошкольников» размещена в разделах
В детском саду «Добрыня» г. Абакана функционирует несколько групп с изучением хакасского языка. Для знакомства детей с культурой, обычаями и традициями хакасского народа в группах создана предметно-развивающая среда с элементами быта хакасского народа.
Актуальным направлением работы музыкального руководителя является использование хакасского национального фольклора, потому что знакомство с хакасскими народными произведениями имеет огромное значение во всестороннем развитии дошкольника, так как обогащает чувства и речь малышей, формирует их отношение к окружающему миру. Содержание фольклорных произведений, фантазия, которую могут проявить дети и взрослые, яркие художественные образы, – все это оказывает на детей бесценное воспитательное воздействие, потому что привлекает их внимание, доставляет им радость.
Многолетние наблюдения показывают, что короткие и ритмичные фразы хакасских фольклорных произведений вызывают у детей положительную реакцию на художественное произведение, вызывают желание запомнить его и повторить.
Педагогические работники детского сада через произведения хакасского устного народного творчества помогают детям овладевать родным хакасским языком, осваивать его красоту и лаконичность, получая первые представления о культуре своего народа и приобщаясь к ней.
На занятиях с детьми педагоги стараются показать красоту хакасского языка через устное народное творчество (песни, припевки, игры-забавы, сказки, загадки, пословицы и поговорки, обогащают их словарный запас, развивают связную речь, устанавливают эмоциональный контакт с каждым ребенком, потому что сказки, песни, игры, потешки – незаменимое средство пробуждения их познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
В драматизации (постановка маленьких сценок на хакасском языке) дети повторяют текст сказки, исполняя роли сказочных героев (например, в лесу встречаются лисичка и медведь, и между ними разыгрывается маленький, но известный всем, диалог). В процессе ритмизации можно под хлопки произносить новые слова (ко-ге-нек, ху-ра-га-нах, показывать жестами размеры (чоон – большой, кiчiг – маленький, перекладывать языковой материал на знакомую мелодию, играть в ритмо-музыкальные игры (традиционные игры типа хороводов, песен «Саасхан, саасхан, козiт пир…», «Мелей» и др.). Неотъемлемой частью хакасского народного фольклора являются частушки-тахпахи, колыбельные песни, песни хакасских композиторов.
Дети в составе ансамблей с художественными номерами на хакасском языке ежегодно принимают участие в различных конкурсах вне детского сада и занимают призовые места.
Изучение хакасского языка с использованием народного фольклора создает на музыкальных занятиях творческую среду, которая развивает фантазию, действует на воображение, содействует изучению своей малой Родины и эмоциональному отклику на события окружающего мира.
Таким образом, направление «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами национальной культуры. Включение элементов хакасской национальной культуры в систему дошкольного образования происходит путем использования разных видов хакасской национальной культуры – музыки, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игр. Реализация данного направления осуществляется в сотрудничестве с семьей, так как именно с помощью родителей и других членов семьи воспитывается бережное отношение к семейным традициям и хакасским национальным праздникам, формируется эстетическое восприятие хакасских музыкальных произведений.
Литература
1. Народное искусство в воспитании детей /под ред. Т. С. Комаровой. -М. : Педагогическое общество в России, 2000.-256с.