Галия Курмакаева
О ранней профилактике нарушений развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения развития детей дошкольного возраста проявляются в период интенсивного формирования высших психических функций и влияют на социальную адаптацию ребенка, а значит на качество его жизни в целом.
Широкое распространение в наше время психического недоразвития, а особенно легких форм, становится для общества источником серьезных проблем: отклонения от нормы детей дошкольного возраста сказываются на их общем психическом и интеллектуальном формировании, что имеет не только медицинское, но и педагогическое и социальное значение. Необходимость социальной интеграции детей с расстройствами развития ставит перед специалистами задачу поиска новых форм их ранней профилактики с целью предупреждения общего недоразвития.
Публикация «О ранней профилактике нарушений развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Эффективность профилактических мероприятий повышается при их своевременном проведении. Именно поэтому в психологии, педагогике, неврологии и детской психиатрии предупредительные профилактические мероприятия по охране здоровья проводятся в первые годы жизни ребенка. При аномалиях развития и в результате заболеваний у детей раннего возраста могут возникнуть выраженные нарушения, которые приводят к ограничению жизненных и социальных функций, а в тяжелых случаях – к социальной недостаточности.
Вредности раннего периода онтогенеза, эмоционально-поведенческие расстройства, недоразвитие ряда психический функций, неадекватная оценка состояния ребенка специалистами и родителями обычно приводит к снижению его адаптационных возможностей, что в дальнейшем может вызвать социальную или медико-психолого-педагогическую дезадаптацию.
Встает вопрос о комплексной профилактике нарушений развития детей, основанной на взаимодействии детских психологов, педагогов, воспитателей, коррекционных педагогов, детских неврологов и психиатров.
В основу концепции профилактики нарушений развития положен дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья, а так же комплексное использование медицинских, психологических, педагогических методов реабилитации с использованием всех возможностей, т. е. создание общего коррекционного пространства.
В соответствии с концепцией необходимо своевременное и раннее выявление детей с негрубыми отклонениями в развитии (психологические, неврологические, эмоционально – поведенческие отклонения); включение семьи в профилактические и коррекционные мероприятия, обучение специалистов работе с такими детьми с учетом их индивидуальных и психологических особенностей.
В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, службы сопровождения, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.).
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании,
Целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием "качество жизни", раскрывающимся через такие категории, как "здоровье", "социальное благополучие", "самореализация", "защищенность". Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей.
Важнейшей задачей модернизации является:
- защита прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
- квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка начиная с раннего возраста;
- реализация программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям воспитанников;
- участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе
- психологическую помощь семьям детей групп особого внимания и др.
Очевидной становится необходимость ранней, начиная с младенческого возраста, профилактика социально-педагогическо-психологической дезадаптации личности, т. е. раннего выявления детей группы риска и проведение своевременных коррекционных медико-психолого-педагогических иероприятий – того, что мы называем коррекционным пространством, которое предполагает обязательность включения в коррекционный процесс родителей:
- налаживание под руководством специалистов партнерских отношений (врач – родитель, педагог – родитель, психолог - родитель);
- комплексность и целостность воздействия, которое позволяет стимулировать, наблюдать и направлять развитие ребенка не только в специально организованном пространстве (ДОУ, но и домашних условиях;
- ознакомление родителей с особенностями сензитивных периодов развития и возможными отклонениями каждого периода, особенно младенческого и раннего возраста.
Одной из форм сопровождения является:
Психолого-медико-педагогический консилиум.
ПМПк создаются приказом руководителя образовательного учреждения
Основная задачи ПМПк — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия, социально-педагогическоая реабилитация детей и подростков с различными формами отклонений психических функций, нарушения речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, трудностями в обучении, общении и поведении, назначенных на определение специальных условий, на получение ими образования и сопутствующего медицинского обследования.
Для реализации этих задач необходимо:
-своевременно выявлять и всестороннее комплексно обследовать детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии;
-устанавливать характер и причины выявленных отклонений (девиантное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение успеваемости и т. п.);
-определять потенциальные возможности ребенка для оказания ему целенаправленной специальной (коррекционной) помощи в условиях данного образовательного учреждения либо направление его в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о месте дальнейшего обучения и воспитания (определение типа учреждения, формы обучения, оптимальной для ребенка, учебно-воспитательной программы);
-разработать комплексные целевые программы индивидуального развития детей «группы риска»;
-прослеживать динамику развития (наблюдение, диагностические «срезы» в начале и в конце учебного года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив);
-необходима профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и «срывов» поведения;
-консультативная работа с родителями.