Приложение МААМ

О проекте «Ситцевая радуга»

Еленочка Ивченко
О проекте «Ситцевая радуга»
▼ Скачать + Заказать документы

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. В общей системе воспитания граждан России патриотическое воспитание стало приоритетным, чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Для развития чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Поэтому целью моей работы стало формирование основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности полностью возможно через включение в культуру собственного народа, осознание своей сопричастности не только семье, но и группе, детскому саду, городу, народу. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.

Публикация «О проекте „Ситцевая радуга“» размещена в разделах

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, я помогаю ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что близко ему и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Я пытаюсь раскрыть детям красоту родного края не только в её сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым. У ребенка появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было.

Любить Родину – значит знать ее. Знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в своей работе с детьми краеведческий материал, я воспитываю патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, я тем самым формирую глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

Опираясь на основные цели ФГОС, я решила организовать проект «Ситцевая радуга». Цель проекта состоит в том, чтобы глубже познакомить детей с родным городом и его традициями. Самая главная традиция нашего города Шуя – текстильная промышленность. Создавая кружок, я ставила перед собой реализацию следующих конкретных задач:

• Знакомство детей с родным Ивановским краем, его природой, культурой, богатыми народными традициями, самобытным искусством умельцев, историей возникновения художественных промыслов;

• Развитие эстетического восприятия природы и произведений народного искусства и сопричастности к ним;

• Развитие детских творческих проявлений посредством видов искусств, бытующих в родном крае;

• Воспитание нравственно – эстетических качеств ребенка.

Содержание кружка включает материал, отражающий традиционный уклад жизни родного народа в соединении его с самобытной культурой и искусством.

Первые знания о самобытной культуре ивановской земли помогают понять детям, что ее населяют талантливые люди, руки которых сохраняют, умножают прекрасные творения мастеров своей Родины. «Шуйские ситцы», «Ивановская белая строчка» - использование этих и других художественных промыслов ивановских умельцев пробуждают у детей любовь к народному творчеству, дают первые представления о неповторимости яркой, самобытной культуры своего народа.

В образах фантастических птиц, зверей, растений, изображенных на тканях, в сказках о ситцевом царстве – государстве, я предлагаю узнать детям знакомых птиц, животных, растений. Целостный мир культурного наследия своего народа познается ребенком на основе синтеза различных видов искусств (декоративно – прикладного, изобразительного, устного народного творчества, музыкального).

Особенный колорит ситцевых тканей, нежные, волшебные узоры ивановской белой строчки, палитра красок деревянных кружев привлекают, притягивают к себе детей, пробуждают их к свободной самостоятельной деятельности, самореализации в процессе своего «продукта» творческой деятельности.

Принципы народного художественного ткачества не угасают, они развиваются в современном декоративном искусстве, приобретая все большее значение в сохранении и развитии национальных традиций, в проявлении новых видов изделий, формирующих предметный мир современного человека. В наши дни мы смотрим на этот вид прикладного искусства как на живой и неиссякаемый источник народного мастерства, мудрости и красоты. Специалисты считают, что в современном народном искусстве именно ткачество относится к числу наиболее творческих, много вариативных видов. Не случайно оно привлекает и захватывает многих людей, независимо от их профессии.

В процессе обновления содержания дошкольного образования значительно возрастает роль нравственно – эстетического аспекта как первоначальной ступени духовного развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются нравственные и эстетические основы формирования личности, первые представления о добре и зле, о прекрасном в процессе ознакомления с искусством, развиваются способности и задатки. Учитывая это, необходимо создавать условия для формирования у детей представлений о культуре своей Родины и, особенно о месте своего рождения, культуре родного края. Поэтому работу в данном направлении считаю актуальной.

Познакомить детей с культурным достоянием родного края, осознать свою причастность к богатейшей истории своего народа, а вместе с ним всего человечества, понять и познать нравственно – эстетические корни, лежащие в основе народной культуры, научить любить и ценить духовное богатство, ум, талант, мудрость своего народа помогает работа в кружке «Ситцевая радуга».

Мною было разработано планирование кружка по календарному принципу. В основу положен народный земледельческий календарь, поскольку именно природа испокон века диктовала человеку вид и род занятий на каждом отрезке времени; именно природными циклами была обусловлена трудовая, праздничная, творческая деятельность человека.

В планировании также нашли отражение яркие даты церковного православного календаря, знаменательные события современности. Календарный принцип планирования занятий позволяет вместе с детьми проследить ход событий годового круга. Многие памятные для прошлых поколений даты ушли из нашего быта и хранятся лишь в памяти народной; другие продолжают бытовать, но с меньшей степенью обрядности, поэтичности. Обращение к народной памяти, к фольклору, преданиям, через игру, сказку, быль поможет детям заглянуть в прошлое, лучше понимать настоящее, даст волю игре воображения, фантазиям. А это, в конечном итоге – творчество, без которого не мыслится развивающая личность.

Кружок я решила организовать потому, что его содержание сориентировано на первоначальное освоение детьми базисных единиц эстетических знаний, овладении на доступном дошкольнику уровне приемами художественной деятельности на основе начального понимания коллективной сущности процесса создания образов, мотивов, сюжетов народного искусства, его основных принципов – повтора, вариаций, импровизаций. Все это, по моему мнению, должно способствовать формированию умения создавать художественный образ вещи, выражать свое собственное отношение к искусству и окружающему миру.

Тематика и содержание занятий связано с традицией Шуи – текстильной промышленностью. Я старалась, по возможности, так составить занятия, чтобы не только показать детям как изготавливается ткань, но и что можно сделать из ткани, какими способами можно работать с тканью и даже с ней экспериментировать.

Ткань относится к группе неоформленных материалов, так как дети получают различного размера лоскуты, из которых они затем вырезают, шьют, склеивают, делают разные поделки и игрушки.

Задумка кружка «Ситцевая радуга» появилась еще в связи с тем, чтобы через ознакомление с основной Шуйской традицией, заинтересовать детей родным городом и его историей. Чтобы дети знали об основных предприятиях, на которых изготавливают ткань, где ее окрашивают и производят швейную продукцию, глубже знали историю города.

Я считаю, дети заинтересовались историей родного города через изготовление поделок и традициям народного календаря.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Ситцевая Радуга»Фотоотчет «Ситцевая Радуга» Представляю вашему вниманию фотоотчет по своему проекту "Ситцевая Радуга". О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано.

Проект «Ситцевая радуга»Проект «Ситцевая радуга» Цель проекта - познакомить детей с родным городом и его традициями. Город Шуя знаменит своей текстильной промышленностью. Задачи проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О проекте «Ситцевая радуга»
Опубликовано: 10 мая 2015 в 22:41
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «О проекте «Ситцевая радуга»» (включая файлы) размещена пользователем Еленочка Ивченко (УИ 45015) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД