Елена Владимировна Мищук
«Экскурсия в зоопарк». ООД по ФЭМП в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательной области "Познавательное развитие" в рамках ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) на тему "Экскурсия в зоопарк" для подготовительной группы предполагает активное вовлечение детей в процесс изучения окружающего мира через призму математики. Занятие направлено на закрепление знаний о числах, формах, размерах, пространственных отношениях и других базовых математических понятиях.
Цель:
Развитие логического мышления, внимания, памяти и наблюдательности у детей посредством знакомства с животными и окружающей средой зоопарка.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять умение считать предметы в пределах 10.
Учить сравнивать количество предметов, используя знаки "больше", "меньше", "равно".
Развивать умение различать геометрические фигуры и формы.
Формировать представление о величине предметов (большой-маленький, длинный-короткий и т. п.).
Продолжать развивать навык ориентирования в пространстве (слева-справа, вверху-внизу и т. д.).
Развивающие:
Развивать логическое мышление через решение задач и головоломок.
Тренировать память и внимание через игры и задания.
Совершенствовать речь детей, обогащая словарный запас новыми терминами и понятиями.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе и животным.
Развивать коммуникативные навыки через совместную работу и игры.
Формировать самостоятельность и инициативность в выполнении заданий.
Оборудование и материалы:
Карточки с изображениями животных (обезьяна, слон, жираф, медведь, зебра и др.).
Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники).
Магнитная доска или фланелеграф.
Игрушечные животные.
Пазлы с изображениями животных.
Математический набор (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша).
Карты-схемы зоопарка.
Простые карандаши, фломастеры, цветные мелки.
Ход занятия:
1. Вступительная часть (5-7 минут):
Приветствие детей. Создание атмосферы экскурсии в зоопарке.
Беседа о том, что такое зоопарк и зачем он нужен. Рассматривание картинок с различными животными.
2. Основная часть (15-20 минут):
Игра "Сосчитай животных"
Я приглашаю детей подойти к нашей большой магнитной доске, на которой уже размещены картинки с различными животными. Я говорю: "Ребята, давайте отправимся в наш воображаемый зоопарк! Посмотрите, каких животных мы здесь видим. "
Затем я прошу детей посчитать количество животных каждой группы. Например, сначала считаем всех обезьянок: "Сколько у нас тут обезьянок? Давайте вместе посчитаем!" Дети считают вслух, и я помогаю тем, кто затрудняется. Потом переходим к другим группам животных: слонам, жирафам, медведям и так далее.
После подсчета я задаю вопросы: "Кто думает, что у нас больше обезьянок или слонов? А сколько будет, если мы сложим всех обезьянок и слонов вместе?"
Это упражнение помогает детям закрепить навыки счета в пределах десяти и учит их сравнивать количества предметов, используя знаки "больше", "меньше" и "равно".
Задания на сравнение размеров
Далее я предлагаю детям поработать с карточками, на которых изображены большие и маленькие животные. Я объясняю задачу: "Теперь нам нужно расставить этих животных по размеру. Давайте начнем с самого маленького животного и закончим самым большим. "
Дети берут карточки и начинают размещать их на столе, начиная с самой маленькой и заканчивая самой большой. Я помогаю тем, кто сомневается, задавая наводящие вопросы: "Какое животное кажется тебе самым маленьким? А какое — самым большим?"
Это задание помогает детям понять разницу между большими и маленькими предметами, а также тренирует их внимательность и наблюдательность.
Ориентировка в пространстве
Следующее задание связано с развитием навыков ориентировки в пространстве. Я говорю детям: "Представьте, что мы потерялись в нашем зоопарке. Нам нужно найти дорогу к тому месту, где живут слоны. У меня есть карта-схема, и я буду давать вам указания, куда идти. "
Я показываю карту-схему зоопарка и начинаю давать команды: "Сначала идите прямо, затем поверните направо, потом налево. Где мы оказались?" Дети следуют моим указаниям и находят нужное место на карте.
Это упражнение помогает детям научиться ориентироваться в пространстве, понимать направления (слева-справа, вверху-внизу) и следовать инструкциям.
Логические задачи
Для следующего этапа я достаю пазлы с изображениями животных. Я делю детей на небольшие группы и даю каждой группе свой пазл. Задача состоит в том, чтобы правильно собрать изображение, учитывая форму и размер деталей.
"Я вижу, что у вас тут есть кусочки с разными формами и размерами. Попробуйте подобрать подходящие друг другу детали и собрать целую картинку," — говорю я, наблюдая за процессом.
Это задание развивает логическое мышление, внимательность и способность анализировать информацию. Дети учатся сопоставлять формы и размеры, что является важным элементом математической подготовки.
Работа с геометрическими фигурами
Завершаем основную часть занятия работой с блоками Дьенеша или палочками Кюизенера. Я предлагаю детям создать изображения животных, используя эти материалы. Для начала я показываю пример, как можно собрать, скажем, слона из нескольких квадратов и треугольников.
"Теперь ваша очередь! Выберите себе животное и попробуйте создать его изображение, используя блоки или палочки. Не забывайте учитывать форму и размер," — говорю я, предлагая детям проявить фантазию и творчество.
Этот этап помогает детям развивать воображение, а также совершенствовать навыки работы с геометрическими фигурами и цветами. Важно, чтобы дети понимали, как сочетаются разные формы и как из простых элементов можно создать сложные образы.
4. Завершение занятия (5-7 минут):
Обобщение пройденного материала. Вопросы детям о том, что нового они узнали, какие задания были наиболее интересными.
Выставка детских работ (если выполнялись творческие задания).
Прощание, пожелание хорошего дня.
Такую структуру занятия я считаю оптимальной для развития у детей математических навыков и логического мышления. Надеюсь, мои объяснения помогут вам представить, как проходит подобное занятие, и вдохновят на проведение аналогичных мероприятий!