Галина Иванцова
О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. Осуждая, порицая, критикуя ребенка, мы чаще всего задеваем его личностные качества и тем самым не способствуем развитию у него ответственности за конкретные поступки, а также формируем неадекватную самооценку.
Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас.
Публикация «О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Как поощрять и наказывать детей дошкольного возраста?
1. Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым). Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.
2. Сочетать наказание с убеждение именно через проникновенное слово педагога может довести до сознания смысл наказания и его причины, а так же желание исправить свое поведение.
3. Отсутствие поспешности в применении наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.
4. Применять наказание лишь после того, когда все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.
5. Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взглянуть, для другого – категорическое требование, для третьего необходим просто запрет.
6. Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызения совести. Таким образом, смысл наказания теряется.
Крик педагога многие дети тоже воспринимают как наказание. Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясением воздуха – это, по сути, битье ребенка словами! Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка. Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Для девочек важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, замечательная и т. д.
Педагогам, взаимодействуя с детьми дошкольного возраста, необходимо проявлять тактичность и деликатность, быть очень осторожными при оценке их поведения. Хвалить девочек необходимо по-особому, в отличие от мальчиков, подбирать сильный эмоциональный компонент, например: «умница» и т. д. Для девочки очень значимо, кто их оценивает, и как их оценивают. Для них очень важно быть хорошими в глазах взрослых, произвести впечатление. Мальчикам же более важно, что оценивается в их поведении, в их деятельности. Мальчику обязательно нужно знать, что вызвало недовольство взрослого для того, чтобы мысленно проиграть свои не правильные действия и не повторять их. У дошкольника отрицательная оценка значимого для него взрослого может вызвать эмоциональный срыв. Обида в этом случае захлестывает ребенка, и не происходит осознание не правильных моментов своего поведения. Положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых необходимо детям для полноценного развития их личности. В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность. Ему нужно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил его действия. Недостаток похвалы со стороны воспитателя проявляется в том, что детям становиться не интересно с педагогом.
Поощрять нужно так, чтобы поощрений в воспитательном процессе было больше, чем наказаний. В качестве поощрения можно давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
И помните, что необходимо поощрять ребенка не только за результат, но и за попытку достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь.
Экстренные меры, которые помогут педагогу справиться с бурными эмоциями.
1. Умение здраво мыслить во многом зависит от того, как мы дышим. Когда человек делает вдох и выдох спокойно, организм получает нужное количество кислорода. Взволнованный дышит прерывисто. Сделайте очень медленный вдох, задержите дыхание и затем – медленный выдох. И так несколько раз.
2. Медленно сосчитайте до 10 и одновременно поводите кончиком языка по небу – туда и обратно. Это щекотно, кроме того, монотонные движения успокаивают.
3. Жестко и громко хлопните, подняв руки ближе к ушам. Чем энергичней вы это сделаете, тем быстрее сможете обрести душевное равновесие.
4. Приподнимите плечи с напряжением и опустите их. Повторите три раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Повращайте шеей. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь.
5. Скажите четко, медленно и искренне, что вы чувствуете в данный момент (важно выразить свои эмоции). Затем выпейте стакан воды, желательно холодной.
6. Вырвите из тетради два листа бумаги. Один положите на правую ладонь, другой – на левую. Разведите руки в стороны. Одновременно каждой рукой начинайте сминать лежащие на ладонях листы. Делайте это до тех пор, пока не сомнете их полностью. Если к тому времени вы еще не успокоились, попробуйте вновь распрямить скомканные листочки.