ирина марина
Консультация «О гендерном воспитании в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
О гендерном воспитании в детском саду.
Подготовила старший воспитатель
Чигинева И. В.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даст человеку в дальнейшем большую свободу выбора и самореализации. Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т. к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Публикация «Консультация „О гендерном воспитании в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов дошкольных организаций на гендерный подход в воспитании детей.
Гендерное воспитание в ДОО призывает к тому, чтобы мальчики и мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу к другим людям. А девочки и женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Разнополое воспитание в ДОО во многом опирается на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависит от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим, т. к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен. Выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание.
Итак, участниками гендерного воспитания являются родители (семья, окружение ребёнка и педагогический коллектив детского сада.
Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии: средства, методы, формы.
Средства – народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т. д. В совокупности они способствуют овладению поло ролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.
Методами выступают познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, игровые и реальные диалоги, театральные, имитационные, сюжетно-ролевые игры, драматизации, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации, схемы, состязательные игры, конкурсы, турниры-викторины.
Форма организации – деятельность игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая и др. Целостный процесс поло ролевого воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике.
Работа начинается с создания в группе предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п, но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. В оформлении группы можно использовать простейшие маркеры гендерных различий. В туалетной комнате на дверках туалета можно разместить рисунки мальчика и девочки, указывающие на то, кому каким туалетом пользоваться, то же самое можно сделать и над раковинами. В группе для игровой деятельности мальчиков и девочек отводится разное пространство, где игрушки подбираются с учетом полового признака. Также в группе организуются места для совместной деятельности. Совместная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре. Гендерный подход находит свое отражение при организации различных видов трудовой деятельности. С целью обогащения детей знаниями, проводятся беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы, продумываются проблемные ситуации с этическим содержанием.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считается преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. Особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. Важно наполнить групповое пространство разнообразными конструкторами. Для девочек можно приобрести различные мозаики.
Внедрение гендерных технологий также происходит посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок, материнского фольклора.
Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но и даны образцы нравственного поведения. И мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к родной земле, народу, учат почитать родителей, быть добрым, справедливым.
Важно оснастить спортивные уголки в группе в соответствии с потребностями мальчиков и девочек и учесть их интересы.
Музыка – одно из средств формирования поло ролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делается акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально-ритмических движениях используется дифференцированный подход. Мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры).
Организацию познавательной деятельности необходимо использовать по преимуществу: зрительные стимулы для мальчиков и слуховые для девочек; более подробное объяснение творческих заданий для девочек и указание лишь принципа их выполнения для мальчиков; развитие пространственных умений девочек, активизация их работы с конструкторами в совместной с мальчиками деятельности.
В продуктивной деятельности тоже осуществляется гендерный аспект. В рамках проектной деятельности можно реализовать познавательно-творческий проект: «мальчики и девочки».
Очень важно уделять внимание работе родителям по данному вопросу. Создать информационный уголок по гендерному воспитанию, куда выставлять методические рекомендации «Мальчики и девочки», «Будущая женщина, или как правильно воспитывать девушку», «Будущий мужчина, или как правильно воспитывать мальчика», советы родителям «Как воспитывать сына и дочку», «Детские игры – дело серьезное».
Проводить совместные мероприятия с родителями, праздники «А ну-ка, папа!» «Моя мама лучше всех». Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания воспитания их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать пересмотру своей воспитательной позиции.
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.