Надежда Воробьева
Нужен ли дошкольнику компьютер?
▼ Скачать + Заказать документы
НУЖЕН ЛИ ДОШКОЛЬНИКУ КОМПЬЮТЕР?
Всего три десятилетия назад казалось, что компьютер это сложный и загадочный прибор отдаленного будущего, который доступен только избранным. А сегодня, благодаря своей многофункциональности он полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Компьютер может быть применен не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений от детского сада до средней школы и вуза. Интерес детей к компьютеру огромен и дело взрослых обратить его в полезное русло. Мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир, у детей появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру.
Публикация «Нужен ли дошкольнику компьютер?» размещена в разделах
Следующий шаг это овладение способами управления компьютером. Для этого разработаны специальные компьютерные программы, например, серия программ «Первое знакомство» для компьютеров типа IBM PS.
Другим важным моментом является то, что компьютер, благодаря особенностям своего устройства (наличие клавиатуры, экрана, «мышки») осуществляет интеллектуальную подготовку ребенка к обучению в школе. Ребенок-дошкольник, управляя компьютерной игровой программой, учится сначала думать, а затем действовать. Казалось бы, ничего особенного в этом нет, а вместе с тем детский сад и семья никогда в «до компьютерную» эпоху не отправляли в школу ребят, которые умеют сначала думать, а потом действовать. Учительница постоянно призывала практически каждого ученика-первоклашку: «Ты сначала подумай, а потом говори или делай». В чем дело? А в том, что у ребенка нет теоретического мышления, оно еще не сформировалось. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и т. д., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
Какие же подходы к применению компьютера в дошкольном возрасте наметились в настоящее время? Их три. Первый предполагает изучение компьютера и его возможностей, формирование первых навыков программирования на доступном для детей языке ЛОГО. Хотя программирование, по мнению многих, задача школы. Второе направление применение компьютера как средства обучения, основная цель которого использование компьютерных программ при обучении чтению, письму, математике и другим предметам. Третье направление - использование компьютера как средства познавательного развития ребенка.
Каждое из перечисленных выше направлений имеет конкретные задачи, содержание и методы осуществления, аргументированные экспериментальными данными. Наиболее распространенное и полезное направление применения компьютера в дошкольном возрасте - использование его в качестве средства обучения в системе развивающей дидактики детского сада.
Первые опыты применения компьютера в детском саду позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ.
Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывают у детей огромный интерес к деятельности с ним.
Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
В третьих, это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, являются стимулом познавательной активности детей.
В четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
В пятых, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, другие неожиданности и необычные эффекты).
В-шестых, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он сам исправит их.
Переходя к последнему направлению, использованию компьютера как средства познавательного развития ребенка, необходимо повторить, что основа жизнедеятельности ребенка в дошкольном возрасте это игра. Главный вопрос, который волнует ученых педагогов и родителей это насколько полезны ребенку компьютерные игры, каковы возможные последствия увлечением этими играми. Наряду со многими положительными моментами есть и немало отрицательных. Однако в последнее время появилось новое поколение компьютерных игр, разрабатываемых совместно программистами, педагогами и психологами, учитывающими возрастные особенности детей, закономерности их развития, воспитания и обучения. Условно их можно разделить на три группы:
1) обучающие программы, способствующие усвоению детьми букв, развитию навыков чтения, элементарных математических представлений и т. д. ;
2) развивающие программы, способствующие познавательному развитию дошкольников и побуждающие детей к самостоятельным творческим играм;
3) диагностические игры, применяемые для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д. В основном используются специалистами для решения специфических задач, в том числе в дошкольной коррекционной педагогике.