Маргарита Казаченко
Нравственное воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ПЕДАГОГИКИ
Казаченко М. А., магистрант
2 года обучения направления подготовки
44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
магистерская программа «Педагогика и воспитательные науки»
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
В статье раскрывается сущность понятия «арт-педагогика», раскрыта ее сущность и отличительные особенности. Особое внимание обращено на важность использования средств арт-педагогики в нравственном воспитании старших дошкольников.
Ключевые слова: нравственное воспитание, старший дошкольник, арт-педагогика, средства арт-педагогики.
В настоящее время личностно-ориентированного образование представляется как сложный процесс, как многоуровневое пространство, в котором создаются условия для развития личности. В связи с эти, его основной задачей должно стать создание новой системы ценностей, которая бы способствовала становлению нравственной культуры и гуманистической направленности личности.
Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» [6]. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» [5]. Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка» [5]. На сегодняшний день, для отбора содержания нравственного воспитания, необходимо опираться на общечеловеческие ценности: справедливость, толерантность, гуманизм (B.C. Библер, В. А. Блюмкин, Е. В. Бондаревская, P.P. Калинина, A.M. Счастная, Н. И. Цуканова и другие). Следовательно, требуются другие методы, позволяющие эмоционально-личностно и внутренне-осознано принять нравственные нормы.
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, воспитание - это «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной, профессиональной, привитые семьёй, школой, средой» [7, с. 85]. И. Ф. Свадковский утверждает, что «нравственность - это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами» [8, с. 36].
Нравственное воспитание дошкольников в условиях детского сада осуществляется с помощью определенных средств, среди которых Н. А. Ветлугина выделяет группу художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. - способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых ребенком.
В связи с этим, все большую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение специфики диалога «ребенок - искусство» (Б. А. Бегак, Г. Г. Григорьева, Е. С. Казакова, Т. С. Комарова, И. Д. Мельникова, Т. И. Сафронова, Н. Э. Фаас, P.M. Чумичева и другие). Следует отметить, что сегодня в большинстве детских садов существует серьезная проблема организации нравственного воспитания. Это выражается в формальном подходе к введению ребенка в мир искусства, т. е. не в полной мере на принимаются во внимание все воспитательные возможности и нравственно-эстетические ценности искусства.
Теоретический анализ изучаемой проблемы в философской, искусствоведческой, психологической и педагогической литературе позволил констатировать, что искусство и нравственность как сложноорганизованные социокультурные явления имеют значительное количество точек преломления и сходных компонентов; поэтому они способны к взаимовлиянию и взаимодополнению. В связи с этим особую актуальность приобретает использование формирующего воздействия арт-педагогики как современной технологии воспитания, основанной на интегративном применении в целях педагогического влияния на личность ребенка различных видов искусства и форм художественной деятельности детей. [2]
Термин «арт-педагогика» появился сравнительно недавно, в середине прошлого века. Педагоги и психологи вкладывают в него различный смысл. Для психологов арт-педагогика часто является синонимом арт-терапии и используется в контексте работы с детьми с ограниченными возможностями. Однако в последнее время педагоги все больше обращаются к методам и технологиям арт-педагогики для повышения эффективности работы с нормальными детьми, а также с одаренными детьми.
Е. А. Медведева проанализировала содержание понятия арт-педагогики. В своем учебном пособии «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» она разводит понятие «арт-педагогика» с понятиями «арт-терапия», «художественное образование», «эстетопедагогика», «психо-педагогика искусства», которые очень часто встречаются в литературе. Елена Алексеевна предлагает рассматривать арт-педагогику как «современное, формирующееся практико-ориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных педагогических задач». [1]
Таранова Е. В. предлагается следующее определение арт-педагогики: «это современное, формирующееся практико-ориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных и художественных задач». [4]
В качестве основных сфер арт-педагогической деятельности можно рассматривать стимулирование и организацию педагогом самостоятельного художественного творчества детей образовательного процесса, а также создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания.
Основными функциями арт-педагогики являются: культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом); образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности); воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства); коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).
Но есть у артпедагогики и свои специфические, только ей присущие цели – это формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры. Арт-педагогика подразумевает использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства, совместное художественное творчество педагога и воспитанника, «вплетенное» в самые разнообразные виды образовательной деятельности.
Арт-педагогика имеет некоторые наиболее общие признаки, позволяющие заявлять о ней как о вполне очерченной области педагогической деятельности:
использование искусства и его средств, в целях освоения интеллектуального и духовного опыта человечества воспитанниками;
интериоризация знаний, умений и навыков, создание для этого специальных условий;
отдание приоритета воспитанию в классической триаде «обучение-воспитание-развитие личности». [3]
Список литературы:
1. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. пособие /Е. А. Медведева. - Москва, Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с.
2. Панкратова, Л. Я. Воспитание нравственно-эстетических чувств/ Л. Я. Панкратова // Дошкольное воспитание. - 2000.-4.- С. 6-8.
3. Таранова, E.В. Анализ термина «артпедагогика» в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорий [Электронный научный журнал «Педагогика и психология»]. – Режим доступа: pedagogy-and-psychology.ingnpublishing.com
4. Таранова, Е. В. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Таранова Евгения Владимировна. - Ставрополь, 2003.- 17 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. — 2009. — № 17 // URL : www.vestnik.edu.ru/proect.html
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М. : Мир словарей и энциклопедий, 2012. — 826 с
8. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. — М. : Академия, 2011. — 144 с.