Аня Цикушева
Духовное и нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Духовное и нравственное воспитание дошкольников
Семья — эта та привычная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. Сухомлинский).
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка.
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств дошкольников не ослабевал никогда.
Духовно — нравственное воспитание является одной из актуальных проблем современности, которую необходимо возродить.
Публикация «Духовное и нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Для духовно — нравственного воспитания ребенка необходима тесная связь семьи, преподавателей, воспитателей, государства.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.
Родителям необходимо знать, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение моральных и социальных норм.
В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал.
Дошкольное детство – время активных накоплении нравственного опыта, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек.
Духовно-нравственное воспитание дошкольника является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру и оно осуществляется с помощью различных методов, приемов и средств:
различные виды игровой деятельности (словесные, пальчиковые, ролевые и т. д., дидактические материалы, художественные произведения, конструктивные и подвижные упражнения.
В состав программы духовно-нравственного воспитания дошкольников входят следующие виды деятельности:
продуктивная деятельность ;
театральная игровая деятельность;
познавательная деятельность ;
художественно — эстетическая деятельность ;
нравственная деятельность ;
совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание.
В духовно-нравственном воспитании стали проявляться отрицательные черты: компьютеры, телефоны вытолкнули на второй план книги.
Материальная сторона жизни стала доминировать над духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердие, сострадание и патриотизме.
Задачи, которые должны ставить перед собой родители, просты:
научить детей отличать добро и зло, учить творить добро и быть милосердными;
формировать чувство уважения, любви к своей Родине;
ориентировать на нравственное воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с традиционными устоями семьи.
Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию в семье :
родительские собрания на духовно-нравственную тематику;
вечера-дискуссии;
открытые показательные выступления педагогов;
завлечение родителей для совместной деятельности: проведение выставок, конкурсов, театральных постановок;
совместные с детьми экскурсии;
активное участие родителей в жизни детского сада или школы (помощь в благоустройстве участка, в мелком ремонте, совместная подготовка праздников)
общий с родителями досуг.
При совместном с родителями духовно-патриотическом воспитании необходимо перед собой ставить следующие цели:
формирование у детей положительного отношения к людям и окружающему его миру;
знакомство с умением проявлять сострадание к людям;
учить нести ответственность за свои поступки.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.»
В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно — нравственного воспитания дошкольников.
1. Формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
2. Формирование духовно — нравственного отношения и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;
3. Формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа;
4. Уважение к представителям других национальностей;
5. Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
6. Воспитание уважительного отношения к труду.
Новые требования ФГОС дошкольного образования к духовно-нравственному воспитанию :
- перестройка взглядов воспитателя на новое (принятие нового);
- целостность направления;
- система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
- просветительная работа с родителями;
- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в образовательных учреждениях, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.