Татьяна Багаева
Нравственное воспитание на уроках светской этики
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из составляющей части курса ОРКиСЭ является модуль «Основы светской этики».
Цель данного модуля - дать учащимся общее представление о том, что такое этика, построенная на нерелигиозных основаниях, показать, что мораль составляет неотъемлемую часть человеческой культуры.
Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.
Публикация «Нравственное воспитание на уроках светской этики» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Темочки
Чаще всего преподавание курса проходит не в традиционной форме, а в форме интерактивного взаимодействия «учитель-ученик». Школьники не заучивают содержание нового предмета, а осваивают его в ходе диалога, дискуссий с учителем
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы: Слайд
1. Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
2. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
3. Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Организация работы на уроке : Слайды
• работа с текстом (учебник, стихи, притчи, легенды, рассказы о картинах, адаптивные и художественные тексты)
• словесное рисование
• работа с определением через диалоговые формы работы (рассуждение)
• выполнение и презентация творческих работ («Семейные традиции», «Традиционные костюмы» и др.)
• работа с политической картой мира
• использование ИКТ – технологий (мультимедийные презентации, видеоэкскурсии, музыкальное сопровождение)
• экскурсии
• игровые формы работы
• проектные формы работы (праздники)
• технология кейсового метода (кейс – набор разноплановых заданий, которые выполняются в группе, но задания даны по уровню компетентности)
• творческие работы детей (рисунки, поделки, аппликации, оригами и т. д.)
• минимально: реферат, пересказ, но хорошо если сообщение + презентация (небольшая исследовательская работа)
• фронтальная беседа
• Хотелось бы сказать об отношении детей к данному курсу. С первых дней у детей сложилось положительное отношение к курсу. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы. Особый интерес у детей вызвало такая форма работы как интервью. Ребята берут интервью у своих родителей, дедушек и бабушек
Можно сколько угодно рассуждать на уроках о морали и нравственности, но если полученные знания не будут закрепляться на практике в повседневной жизни, то разговоры останутся разговорами. Семья и родители всегда были и остаются основным примером нравственности, поэтому очень важно подключить родителей к духовно-нравственному воспитанию их детей. Для этого я использую такую форму работы, как совместное выполнение дом. задания. Слайд
Например.
Урок №2. Тема «Что такое св. этика».
Составить таблицу вместе с родителями «Мои отриц. и полож. черты». Подумать как изменить отрицательные черты. И др.
Заключение: Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.
Просто притча
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины…
Хочется продолжить: может, этот человек и есть учитель этики, ведь задача каждого из нас –
сделать наших детей счастливыми.