Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Воспитание как приоритетная задача современного образования»

Евгения Исабекова
Консультация для воспитателей «Воспитание как приоритетная задача современного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Дошкольное образование впервые в истории стало первым уровнем общего образования, главной целью которого является формирование успешной личности, а одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является воспитание подрастающего поколения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание как приоритетная задача современного образования“» размещена в разделах

Воспитание в философском энциклопедическом словаре понимается как воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и образовательных учреждений на воспитанника, т. е. на незрелого человека. Целью воспитания является способность к раскрытию у воспитанника дарований и задатков в соответствии с целью («идеал воспитания»). Пример является средством воспитания, который воспитатель подает воспитаннику, затем – приказ, убеждение, приучение и обучение. Воспитание распространяется на тело, душу и дух и ставит задачу в образовании развитие в воспитанниках задатков и способностей, а также приобретение благоприятных для воспитанника и для общества благоприятного отношения к окружающим людям, семьи, народа, государства.

Воспитание это целесообразное, направляемое созревание ребенка в социокультурном пространстве человеческого общения. В более широком смысле воспитание понимается как любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей всех возрастов. В профессионально-педагогическом смысле воспитание - это развивающая деятельность педагогов, по специальной программе, которая направлена на формирование у воспитанников нравственного чувства, культурных потребностей и им соответствующих творческих способностей.

Воспитание следует рассматривать как целенаправленную деятельность, как процесс систематического и преднамеренного воздействия на ребёнка, на его духовное и физическое развитие, конечной целью которого является подготовка воспитанника к производственной, общественной и культурной деятельности. Важно отметить, что воспитание не является отдельным процессом, оно неразрывно связано с образованием и обучением, так как все эти методы направлены на ребёнка как целое. В системе воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект, рак как, в процессе воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Таким образом, воспитание должно носить целенаправленный характер, определив направление воспитательных мероприятий педагог выявляет средства и методы для достижения поставленной цели.

Цель воспитания это предвидеть изменения в ребенке, которые произойдут в ходе специально организованных учебных мероприятий и акций. При определении цели, педагогу-воспитателю следует руководствоваться на идейные ценности, провозглашенные данным обществом. Однако основной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы для того, чтобы функционировать в обществе. В настоящее время принцип гуманизма в воспитательном процессе стоит на первом плане, воспитание в ребёнке «общечеловеческие ценности», необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Цели воспитания связаны с понятием морали и этики, а так же с тем, что происходит с личностью и вокруг неё. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием данная государственная формация.

Конкретная цель нынешнего этапа развития общества и государства является воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

Направления успешного воспитательного процесса с учётом единства цели и средств ее достижения проявляется в индивидуальной активности воспитанника. Педагог- воспитатель дошкольного учреждения при определении направления воспитания с дошкольниками должен учитывать единство цели и содержания. По признаку выделяют следующие направления воспитания : интеллектуальное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и др.

Интеллектуальное воспитание ориентированно на развитие в дошкольниках интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. Интеллектуальное развитие ребенка желательно организовывать в общении со взрослыми и детьми более старшего возраста. В результате такого общения расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Интеллектуальное развитие дошкольника важно проводить в форме игры. Игры на логическое мышление, ролевые игры, в которых ребенок имитирует действия взрослых в семье, всегда дают успешный результат в процессе воспитания. Таким образом, интеллектуальное воспитание основывается на :

- развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов;

- формирование культуры учебного и трудового процессов;

- развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству;

- стимулирование интереса к работе с книгой.

Для решения задач интеллектуального воспитания на современном этапе педагог-воспитатель должен осуществлять в процессе обучения и образования, в интеллектуальных олимпиадах и викторинах с дошкольниками, беседах со старшими о науке и ее деятелях, приобщения дошкольников к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.

Идейно-политическое воспитание это направление воспитательного процесса которое предполагает формирование у дошкольника основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Формирование убеждений у ребенка, его идейное воспитание происходит от передачи личного отношения взрослого к родной земле, готовых бороться за свою свободу и независимость, гордость за героическое прошлое и настоящее своей Родины и своего народа. Кроме того, в этой области рассматриваются проблемы понимания детей через прошлое, настоящее и будущее Родины. В процессе воспитания маленький гражданин своей страны будет чувствовать себя ответственным за судьбу всей планеты, которой могут угрожать военные или экологические катастрофы.

Одним из направлений воспитательной деятельности является нравственное становление человека. Суть нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержании нравственного воспитания входит развитие эмоциональной чувствительности детей и отзывчивости, доброты и честности, сочувствие, уважение к человеку в сочетании с требовательностью к нему. Особое значение имеет развитие культуры поведения и дисциплины. Основной путь нравственного воспитания детей – взаимодействие со взрослыми, и чем будет больше общение, тем больше будет эмоциональное восприятие мира окружавшего ребенка, тем больше вероятность нравственного воспитания. Проведение бесед и диспутов на примере произведений искусства и практических ситуациях позволит воспитателю более успешнее достигнуть поставленной цели.

Важнейшим условием для гармоничного развития ребенка является трудовое воспитание. Его целями являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любой работе, понимания, что труд важнейшая обязанность человека. В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой. Ребенок с желанием выполняет задания, которые связаны с элементами игры и тем самым получает удовольствие от этого вида деятельности. Через игровую деятельность появляется возможность воспитать у ребенка понимание необходимости труда, его пользы. Для реализации задач трудового воспитания используются различные приемы и методы:

- организация труда в режиме дня группы;

- различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества;

- творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества;

- конкурсы на лучший групповой участок.

Фундамент здоровья закладывается в детстве, правильно организованное физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении, безусловно, будет способствовать гармоническому развитию дошкольников. Основными задачами физического воспитания является правильное физическое развитие, развитие двигательных навыков и вестибулярного аппарата, разнообразные процедуры закаливания, воспитание силы воли и характера, повышающих работоспособности ребёнка. Система физического воспитания содержит правильный режим дня, сбалансированное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятия физкультурой и спортом.

Эстетическое воспитание заключается в развитии творческих способностей дошкольника, способность ребёнка понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, умение педагога обогатить духовный мир ребенка. Цель воспитателя в процессе эстетического воспитания должны быть направлена на обучении ребёнка замечать прекрасное в природе, обществе, искусстве. Педагог помогает детям развить правильные эстетические суждения и оценки, а также умение развивать в себе способность эстетического вкуса. Важная роль в воспитании эстетического вкуса, отводится игрушкам, которые окружают ежедневно ребёнка дома и в дошкольном учреждении. Игрушки учат ребёнка жизненным ситуациям, от игры в игрушки получают первые эстетические впечатления. Эстетически оформленные группы, уголки, сервировка стола во время обеда имеют воспитательное значение для дошкольника. Педагоги-воспитатели работая в эстетическом направлении должны учитывать, что эстетически развитый человек будет способен не только наслаждаться красотой, но и активно пропагандировать прекрасное.

В настоящее время стало актуальным экологическое воспитание в детских садах.

Экологическое воспитание ставит своей целью способствовать формированию чувства любви к природе, как общественной ценности, охраны ресурсов, флоры и фауны. Экологическое воспитание основано на понимании ценности природы и всего живого на земле, и того, что каждый человек должен принимать активное участие в предупреждении экологических катастроф.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагог дошкольного образовательного учреждения должен определить направление воспитания в работе с детьми и с поставленными целями и задачами подобрать интересные формы работы для воспитания гармонично развитого человека.

Публикации по теме:

«Число 14, дни недели логическая задача». Тема: «Число 14, дни недели логическая задача». Задачи: Образовательные: -продолжать знакомство с числом 14 и новой счётной единицей- десятком;.

Использование современного оборудования как условие повышения качества образования В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает.

Консультация для педагогов «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования» Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Консультация музыкального руководителя «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования» Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Проектная задача: «Новый друг». Окружающий мир, Русский язык (3–4 класс) Название проектной задачи: Новый друг Предмет : Окружающий мир. Вспомогательный предмет: Русский язык. Класс: 3-4 Тип задачи: Предметная.

Психологическая задача. Решение. Ситуация: К педагогу-психологу детского сада обратились родители одного из воспитанников, запрос был связан с неудовлетворительной работой.

Воспитание здорового ребенка-главная задача родителей и педагогов. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. У родителей часто возникают вопросы.

Эссе «Как я понимаю миссию современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования» В чём же состоит миссия современного воспитателя? В ФГОС педагог – это один из субъектов, он должен взамодействовать с другими субъектами.

Эссе «Как я понимаю миссию современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования» «Мы обновляем страну, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И все, это мы делаем для наших детей, потому что мы хотим, Чтобы они жили лучше.

Эссе «Взаимодействие субъектов образовательного процесса с целью обеспечения современного качества образования» Под субъектами образовательного процесса понимаются учащиеся (воспитанники, члены их семей, педагоги и прочие лица, прямо либо косвенно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Воспитание как приоритетная задача современного образования»
Опубликовано: 13 августа 2015 в 08:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Воспитание как приоритетная задача современного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Исабекова (УИ 217776) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД