Людмила Антохина
Нравственное воспитание дошкольников в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Антохина Л. Ф. ,воспитатель; Ядринцева М. Ф., воспитатель;
Ядринцева Л. Д., педагог-психолог
Структурное подразделение детский сад «Буратино» ГБОУ СОШ №2,
п. г. т. Усть-Кинельский,г. о. Самара
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Темочки:
В настоящее время проблема нравственного воспитания дошкольников является актуальной. Система психолого-педагогической деятельности по нравственному воспитанию дошкольников в нашем детском саду реализуется по нескольким направлениям.
I направление «В стране доброты» (работа с младшими дошкольниками) имело целью создание условий для приобретения нравственных качеств в соответствии с возрастной нормой.
При реализации данного направления мы ставили перед собой следующие задачи:
1. Формировать культуру поведения.
2. Создать условия для развития социальных эмоций.
3. Способствовать формированию нравственных представлений.
Деятельность в рамках первого направления была направлена на продолжение обучения детей здороваться и прощаться с взрослыми и сверстниками, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность («спасибо, пожалуйста»); воспитание умения соблюдать элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении, умения проявлять внимание, сочувствие к сверстникам, отзываться на просьбы другого ребенка, помогать ему. Особое внимание уделялось формированию у детей элементарных представлений о доброте, взаимопомощи, дружбе, воспитанию отрицательного отношения к грубости и жадности.
Учитывая возрастные особенности младших дошкольников, ведущим средством психолого -педагогической деятельности были различные игры и игровые ситуации, которые включались в содержание различных видов деятельности детей.
Для развития социальных эмоций дошкольников и развития умения понимать эмоции другого человека по выражению лица была проведено ознакомление со сказкой «Маша и медведь», которое включало чтение сказки, рассматривание иллюстраций к ней, обсуждение поведения девочки. Затем была организована игра-драматизация по мотивам сказки.
Игра-драматизация «Бычок», направленная на формирование социальных эмоций и нравственных представлений дошкольников, проводилась следующим образом: один ребенок-бычок встает на доску, лежащую на полу, длиной не более метра, шириной 25-30 см. Ребенок, выполняющий роль бычка, идет по доске, покачиваясь из стороны в сторону, и читает стихотворение (можно читать стихи всей группой) : «Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: «Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!».
В игровых ситуациях на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми использовались инсценировки, ролевые игры, игрушки, юмористические картинки.
Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей. Например, на занятии «В гостях у Матрешки» было наглядно показано, как надо вежливо здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми воспитатель не только приветливо здоровалась с ними, но в случае необходимости напоминала, как они здоровались с Матрешкой на занятии, т. е. последовательно и настойчиво добивалась, чтобы дети усвоили необходимый навык.
Итак, для того, чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребенка, в работе по первому направлению широко использовались развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические игры и игры-инсценировки; игровые ситуации; упражнения (подражательного и творческого характера); рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказ воспитателя и рассказы детей; беседы.
II направление «Родительский университет» (работа с родителями) было направлено на активизацию взаимодействия семьи и детского сада по нравственному воспитанию дошкольников.
При реализации данного направления мы ставили перед собой следующие задачи:
1. Повысить информационную культуру родителей по вопросам нравственного воспитания детей.
2. Способствовать выработке правильного родительского подхода к ребенку.
В рамках данного направления было проведено родительское собрание на тему «Воспитываем добротой».
В процессе подготовки собрания была оформлена выставка детских и семейных фотографий «От улыбки хмурый день светлей», подготовлена памятка для родителей «Искусство воспитания».
С целью активизации родительского внимания к теме собрания родителям было предложено ответить на вопросы:
- Какие нравственные качества присущи человеку? (доброта, любовь, честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность и др.)
- Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?
- Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба».
Затем родителям была предложена лекция «О нравственном развитии ребенка 3-4 лет», были организованы дискуссии на темы «Наказывать или прощать?», «Что эффективнее – похвала или наказание?», в ходе которых родители высказывали свою позицию по данным вопросам, делились опытом воспитания детей.
Также с родителями был проведен «круглый стол» на тему: «Нравственные отношения в семье и в детском саду».
В начале круглого стола родители ответили на вопросы:
1. Качества необходимые вашему ребенку, как человеку?
2. Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал?
3. В хорошей семье всегда?
4. Нельзя прожить без?
Затем в режиме «круглого стола» обсуждались проблемные ситуации. Мы предложили участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.
В ходе подведения итогов «круглого стола» предлагалось высказать родителям свое мнение о проведенном собрании и обсудить памятку, которую они получили. Формулируются положения, которые будут внесены в решение родительского собрания.
Для родителей также были организованы индивидуальные консультации по проблемам взаимоотношений с детьми, формированию отдельных нравственных качеств. Консультации проходили в форме бесед, в которых мы старались с помощью проблемных вопросов заставить родителей задуматься над собственным поведением, попытаться исправить негативные ситуации, если они есть. Общим итогом консультаций стало осознание родителями того, что нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку.
Таким образом, нами была реализована система психолого-педагогической деятельности по нравственному воспитанию младших дошкольников в детском саду. Целью данной системы является развитие нравственных качеств у дошкольников средствами психолого-педагогической деятельности. Основными участниками системы по нравственному воспитанию являются дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы.
Основные средства психолого-педагогической деятельности:
- в работе с родителями: индивидуальные и групповые консультации; родительские собрания; круглый стол; беседы;
- в работе с детьми: развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и игры-инсценировки; игровые ситуации; беседы; упражнения (подражательного и творческого характера); рассматривание рисунков и фотографий; рассказ воспитателя и рассказы детей; чтение художественных произведений.
Психолого-педагогическая деятельность по нравственному воспитанию дошкольников является актуальной на современном этапе развития общества. Мы планируем продолжать работу в данном направлении, совершенствуя предложенную сегодня систему психолого-педагогической деятельности по нравственному воспитанию дошкольников.
Список литературы:
1. Козлова С. А., Калишенко В. Д., Курочкина И. Н., Стародубова Н. А. и др. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С. А. Козловой. - М. : Академия, 2015.
2. Логинова В. И., Саморукова М. А. Дошкольная педагогика. – М. : Просвещение, 2003.
3. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. - М. : Мартис, 2015
4. Столярова В. Чтобы дети росли добрыми // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 9. - С. 119-121.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.