Марина Зайцева
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный кризис, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью морального упадка. Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его личность, определяет его систему ценностей и характер.
Публикация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Нравственное воспитание - это :
- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;
- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.
Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности.
Дошкольный возраст - период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие.
Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности: в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние бывает не адекватным требованиям морали.
Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, природу, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:
- гуманности;
- трудолюбия;
- патриотизма;
- гражданственности;
- коллективизма.
Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь имеют значение, обладает гораздо более высоким уровнем эмоционального развития, у него отсутствуют проблемы в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Процесс нравственного воспитания многогранный, длительный и сложный. Он реализуется в различных формах и разнообразными методами, приемами и воспитательными средствами.
Нравственно воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:
1. Художественные средства (литература, искусство, кино, музыка и т. д.) — оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей;
2. Природа как средство, вызывающее гуманное отношение к другим людям, чувства сострадания, сопереживания и заботы — воздействует на сферу личности детей многогранно и является одним из самых средств воспитания морали;
3. Средства собственной деятельности детей (игра, обучение, общение, труд) — способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса;
4. Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка
Наблюдая за детьми, воспитатели прослеживают динамику изменений, проводят необходимую коррекцию. Самой хорошей формой работы с младшими воспитанниками признается игра, творчество, пример старших, обучение через труд, знакомство с литературными произведениями.
Своеобразие воспитания ребенка в дошкольной образовательной организации состоит, прежде всего, в том, что его ежедневная жизнь и деятельность - игры, труд, всевозможные занятия - проходят и организуются воспитателем в условиях детского общества.
Выделяются следующие формы воспитания нравственных качеств дошкольников в ДОО :
1. непосредственная образовательная деятельность;
2. педагогические проекты;
3. мастер-классы;
4. кружковая деятельность;
5. досуги, развлечения;
6. экскурсии;
7. конкурсы, выставки.
Педагогические проекты и мастер-классы воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми, формируют такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность, развивают волевые качества. Конкурсы и выставки учат доброжелательно оценивать поступки других людей. Досуги и развлечения формируют уважительное отношение к окружающим людям.
В процессе организуемой педагогом экскурсии дошкольники приобретают начальную социальную информированность о социально приемлемых и неприемлемых способах действий и отношений, о соответствующих оценках поступков и нравственных качествах людей.
Таким образом, нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Для нравственного воспитания важно, что взрослый является объектом познания, то есть реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.