нина толчина
Нравственное воспитание детей 4–5 лет
МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №34 «Золотая рыбка»
Конспект для воспитателей
Тема: «Нравственное воспитание 4-5 лет»
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Толчина Нина Анатольевна.
Город Набережные Челны, Татарстан.
Публикация «Нравственное воспитание детей 4–5 лет» размещена в разделах
К сожалению в последние десятилетия всему мировому сообществу, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм,пренебрежительное отношение к гражданскому долгу. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества, формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность.
Нравственное воспитание рассматривает как одну из важных сторон общего развития дошкольника. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех разделах программы. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально — общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей. Поэтому для реализации нравственного воспитания ставятся задачи :
Продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;
Напомнить детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников ДОУ по имени, отчеству;
Воспитывать скромность, желание быть справедливым, испытывать чувства стыда за неблаговидный поступок;
Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика, одобрение действий того, кто поступил справедливо.
В результате выполнения этих задач у детей формируются дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, сочувствия, доброта.
Нравственное формирование личности дошкольника требует определё нных педагогических условий:
Четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе.
Гуманного отношения воспитателя к детям, стремление понять ребенка, его состояние, мотивы поступков.
Создание условий для активной деятельности детей, формирующие доброжелательные отношения, принципы коллективизма.
Нравственное развитие ребенка средней группы связано с накоплением опыта поведения, основанного на правилах вежливости. К ним можно отнести метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Дети изо дня в день в разных ситуациях стараются вести себя согласно нормам и правилам: здороваются и прощаются, благодарят за услугу, вежливо отвечают на вопросы. Он стремится быть хорошим, получать похвалу воспитателя.
Существенным направлением в развитии и воспитании детей является освоение ими на основе правил и норм нравственности словопонятий. Поэтому в течении года я напоминала детям о правилах поведения, сопровождая каждый факт называнием того или иного нравственного качества — добрый, ленивый, трудолюбивый. Биополярность нравственных понятий : добро — зло, всегда требует противопоставлений. Если совершен негативный поступок, я с детьми осуждаю этот поступок, беседую, читаю литературу, применяю пословицы. Обсуждая отрицательный (с точки зрения нравственных позиций) поступок всегда желательно показывать его противоположность.
Поэтому, на мой взгляд в воспитании навыков и привычек детей в обществе большую помощь оказывает программа Коломийченко Л. В. «Социальное развитие детей дошкольного возраста». Программа нацелена на развитие любознательности, эмоциональное благополучие каждого ребенка, нравственного воспитания, приобщение к общечеловеческим ценностям.
В этом возрасте формирование личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм выходит на первый план. Постепенно дети начали понимать суть понятий: «вежливый», «аккуратный», «заботливый», «справедливый». Поэтому я очень много провела занятий по темам: «Человек и его поступки», используя наглядный материал с иллюстрациями, «Настоящие мальчики и девочки», «Разные настроения», «Этикет». Сделала тематическую подборку книг, стихотворений, рассказов для чтения и пересказа: К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Е. Пермяк «Самое страшное», Е. Серова «Нехорошая история», Г. Остер «Сказка с подробностями», Л. Толстой «Два товарища»; «Девочка — ревушка».
Оценивали поступки сверстников на улице, на прогулке, рассматривали иллюстрации, проводили беседы. Для беседы о воспитании демонстрационные картинки «Мы друг другу помогаем» автора Р. С. Буре. А также по теме «Разные настроения» я использовала вот такие пособия (Показать) : если у ребенка хорошее настроение, он добрый, отзывчивый, но не всегда дети приходят в хорошем настроении, чтобы поднять его я показываю такие картинки: предлагала — какой бы он выбрал мяч, обычно выбирают яркий. Оценить свое настроение глядя на клоунов, для игры со всеми детьми предлагала пособие «Азбука настроения». А также подобрала тексты для пересказа, стихи, например,
Подружки
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки -
Весь поцарапали.
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели — нет игрушки
Сели и заплакали
А. Шибаев
Или,
Ссора
Два котенка разругались,
Раздружились, отвернулись,
Но украдкой обернулись
И во всю
Расхохотались!
Л. Яковлев
Прочитав эти стихи, я поинтересовалась: «Вам жалко девочек?». Ответы содержали как жалость к подружкам (они плакали, шарик лопнул, так и высказывание о том, что девочки не умеют играть вместе, уступать друг другу, договариваться или играть по очереди. В стихотворении «про котят» я сделала обобщение высказываний детей : «Да, котята ссорились, ссорились, а потом поняли, что глупо ссориться, ссоры мешают играть, дружить, они стали смеяться над своей глупой ссорой». Сравнение стихотворений дает возможность понять, как можно поступить, а как нет. Выучили много пословиц о дружбе, таких как:
«Друга ищи, а найдешь, береги»
«Добро помни, а зло забывай»
«Есть пирожки, есть и дружки, нет пирожков, нет и дружков»
«Друг за друга стой, выиграешь бой»
«Новых друзей наживай, а старых не забывай»
Эти пословицы я применяю, если дети ссорятся, не дружат с другими детьми и т. д. С интересом играют в настольную игру «Я хороший», где дети из большого количества разных поступков выбирают только хорошие, и огорчаются если фишка попадает на плохой поступок. Поэтому они довольно часто говорят «Я не жадный», а не «Я добрый». Переживание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть, только если у ребёнка накоплен положительный опыт. Даже если у него нет опыта положительных переживаний, то бесполезно обращаться к нему со словом «стыдно». Поэтому со средней группы мы на занятиях в повседневной жизни, в игре, во всех видах деятельности накапливаем опыт доброжелательных отношений в обществе. В своей работе я стараюсь согласовывать требования, предъявляемые в детском саду с требованиями родителей в домашних условиях, иначе у ребенка появляется чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому я постоянно держу родителей в курсе событий в группе, знакомлю с работой детского сада на открытых занятиях и мероприятиях, оформляю информацию в уголке родителей.
В течение года для родителей провела консультации на актуальные темы: «Игры мальчиков, игры девочек», «Дети — наше зеркало». Приглашала родителей для участия в организации праздников, развлечений, проводила дни открытых дверей: «Мы играем», «Наши умелые руки», где дети вместе с мамами, которые принесли много тканей, бус, пуговиц, сделали из этого материала аппликацию — панно по сказке «Теремок», где мальчики приклеивали детали, а девочки старательно вырезали.
В своей группе при помощи родителей сделали яркий наглядный материал: «Дом — веселая мышиная семейка», дети рассказывают, чем занимается папа — он чинит трубу и ремонтирует крышу; мама ведет дочку в школу, бабушка поливает цветы на балконе, дедушка читает газету. В результате такого материала мальчики стали чинить игрушки, пользоваться инструментами, девочки проявляют заботу к своим куклам, играя в «Дочки — матери». Дети выполняя «взрослую» работу, добавляют в свою деятельность новые мотивы: забота о младших, оказывают помощь друг другу. В результате прививаются трудовые навыки, изменяются взаимоотношения со сверстниками и отношения ко взрослым.
Работу по программе Коломийченко «Социальное развитие детей дошкольного возраста» я продолжу, так как данная программа помогает реализации задач по нравственному воспитанию в разных возрастных группах.