Ася Левашова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами спортивно-массовых мероприятий в рамках реализации проекта Я –
▼ Скачать
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения тесно связана с нравственным воспитанием, которую начинают решать педагоги уже в младшем дошкольном возрасте.
Распоряжением Правительства РФ от 29.05. 2015г. № 996р принята Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в которой говорится, что «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.» Таким образом можно констатировать что приоритет в воспитании детей отдается личностному развитию на основе духовных ценностей россиян.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами спортивно-массовых мероприятий в рамках реализации проекта Я –» размещена в разделах
Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Дошкольное образование является первой ступенью в образовании и воспитании человека.
30 декабря 2015 г. принята государственная программа «Патриот» на все социальные слои и возрастные группы граждан России (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы). В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Сейчас в школах, средне-профессиональных учебных заведениях, ВУЗах вводятся в жизнь обучающихся профилактика ЗОЖ, нормы ГТО, вводятся занятия по Начальной Военной Подготовке.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества и т. д.
В детских садах педагоги формируют нравственные нормы и правила, развивают патриотические чувства, способствуют развитию у своих воспитанников интереса к ЗОЖ. И зачастую встает вопрос: «А какими средствами это делать?»
Приступая к работе над данной темой, наш педагогический коллектив задумался над тем, каким образом будет проводиться работа по формированию патриотических чувств дошкольников. Ведь детям 5-7 лет не всегда можно объяснить, почему мы должны любить и уважать нашу Родину. Но эти чувства можно сформировать на подсознательном уровне, развивая у детей интерес к государственным праздникам, семейным традициям и т. д. Тогда нам пришла идея, разработать проект «Я – Патриот». В котором принимают участие все участники образовательных отношений (Педагоги, воспитанники, родители). Проект составлен на основе нескольких модулей, в который включены занятия по ознакомлению с историей родного края, совместные мероприятия с родителями (спортивные праздники, выпуски газет на определенные темы, круглые столы для родителей, физкультурные праздники для детей, встречи с героями нашего времени (пожарные, полицейские, военные).
Цель Проекта : создание условий и предпосылкок для формирования патриотических чувств, патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
• расширять представления детей о семье, традициях семейных праздников
• углублять и уточнять представления о родном крае, Российской федерации;
• расширять у воспитанников знания о Российской армии, родах армейских войск;
• поощрять интерес детей к событиям происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения, за своих соотечественников;
Развивающие:
• Развивать нравственно-патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу, русскому народу, эмоциональную сферу воспитанников)
• развивать желание быть волевым, целенаправленным, организованным и ответственным.
Воспитывающие :
• воспитывать гордость за свою страну, доброжелательностьпо отношению к гражданам Российской Федерации.
Целевая группа проекта :
Проект рассчитан на детей в возрасте 5-6 лет (старшая группа). В этом возрасте у детей происходит понимание своей принадлежности к обществу, как полноправном члене этого общества. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для нравственно-патриотического развития. Формируются гендерная, семейная, гражданская принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу. Из этого исходит главная задача педагога: совершенствовать и расширять замыслы и умения детей, с помощью спортивно-оздоровительной деятельности.
При разработке проекта наша творческая группа использовала проектно-модульную технологию. Цель понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Наш проект предполагает реализацию нескольких этапов :
Этап 1. Подготовка проекта. Определение темы и целей.
Этап 2. Планирование. Разработка проекта.
Этап 3. Реализация проекта
Этап 4. Подведение итогов – презентация.
Этап 5. Завершающий (оценка результатов и процесса работы)
Проект включает в себя 4 модуля:
• Семья; Наш город;
• Государственные праздники;
• Российская Федерация. Знакомство с Геральдикой РФ.
• Российская армия, рода войск.
В состав этих модулей входят занятия по каждой теме модуля, дидактические игры и упражнения, подвижные игры с военной тематикой («Солдаты», «На переправе», «Полоса препятствий», «Найди по следам», «Пограничники» и т. д., спортивные соревнования, позволяющие нам сформировать и закрепить у старших дошкольников чувства любви к своей Родине, своему городу, своей семье, друзьям в детском саду.
На прогулках и занятиях воспитателями делается акцент на формирование у детей ловкости, силы воли, целенаправленности, организованности и ответственности каждого ребенка во время подвижных игр. Подвижная игра создает у детей общее радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, что положительно влияет на развитие дружеских взаимоотношений. В подвижных играх ребенок ставится в такие условия, когда ему приходится самому решать, как действовать, чтобы достичь цели. Характер движений во многих играх заставляет действовать быстро, проявлять сообразительность, умение увернуться, преодолеть препятствие. В ряде игр от действия одного участника зависит ход всей игры, из-за опоздания одного участника проигрывает вся команда. Это является стимулом для развития умения подчинять свои действия и желания коллективу, чувства ответственности за свои поступки, т. е. в единстве и взаимовлияния идет развитие важнейших нравственных качеств : товарищества, дружбы, взаимопомощи. Особое место занимают коллективные игры с военной атрибутикой. Сила, ловкость, смелость, чувство дружбы и товарищества – вот те качества, которые формируются в этих играх.
Нами были проведены мониторинги сформированности патриотических чувств старших дошкольников на начало и окончание проекта. В соответствии с соотнесением этих показателей, были определены ее уровни.
Низкий уровень - не имеет представлений о своем городе, своей стране, государственных и народных праздниках; не умеет устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, труду, соотносить влияние природных и социальных факторов на явления и ситуации, описанные в пословицах, поговорках, сказках; участвует в традиционных праздниках; наряжается в русские традиционные костюмы, военные костюмы; отражает полученную информацию в различных видах деятельности; изобразительной, трудовой, музыкальной, игровой, речевой, конструктивной.
Средний уровень – смешивает представления о своем городе, своей стране, государственных и народных праздниках; не умеет устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, к труду, соотносить влияние природных и социальных факторов на явления и ситуации, описанные в пословицах, поговорках; с удовольствием исполняет патриотические песни, танцы; стремится к участию в праздниках, посвящённых знаменательным датам Страны, проявляет интерес к военной атрибутике, оружию и т. д. ; отражает полученную информацию в различных видах деятельности: изобразительной, трудовой, музыкальной, игровой, конструктивной, речевой.
Высокий уровень имеет дифференцированные представления о своем городе, своей стране, государственных и народных праздниках; понимает нравственную ценность истории страны, знает героев своей Родины; умеет устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, к труду, соотносить влияние природных и социальных факторов на явления и ситуации, описанные в пословицах, поговорках, сказках; с удовольствием исполняет патриотические и народные песни, танцы; стремится к участию в праздниках, посвящённых знаменательным датам Страны, проявляет интерес к военной атрибутике, оружию и т. д. ; отражает полученную информацию в различных видах деятельности: изобразительной, трудовой, музыкальной, игровой, конструктивной, речевой.
При спортивных мероприятий наши педагоги обращают внимание на следующее:
• Обобщают представления детей о Российской Армии, о жизни и труде солдат в военное и мирное время;
• Выделяют из текстов художественных произведений эпизодов, которые можно привнести в игру;
• Привлекают детей к изготовлению атрибутов для игры;
• Организуют спортивные соревнования, тренировки в ходе подготовки к различным государственным праздникам (23 февраля, 8 марта, 9 мая, 4 ноября и т. д.)
При подготовке к реализации проекта мы провели беседы с родителями, составили план их участия в проекте. Родители с удовольствием приняли участие в изготовлении стенгазеты «Я – солдат!», помогли в пошиве военных головных уборов, отцы воспитанников принимали участие в спортивных праздниках, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы; а также принимали участие в районной эстафете «Мама, папа, я – спортивная семья», посвященной 70-летию победы в ВОВ. При ознакомлении с темами «моя семья», «наш город» родители изготовили папку-передвижку «Виды города Кемерово. От Щегловска до Кемерово», стенгазету «Моя семья», «Моя любимая мама». Также с родителями было проведено анкетирование «Патриотическое воспитание детей в семье». Во время подготовки к праздникам дети совместно с педагогами и родителями не только разучивают стихи, песни, танцы, участвуют в дополнительных тренировках спортивных эстафет, но и подготавливают выставки детских творческих работ, посвященных государственным праздникам День Победы, День защитника Отечества, День примирения и согласия и т. д.
Руководя игрой (соревнованием, педагог направляет свое внимание на воспитание у детей желание быть похожими на солдат. Вместе с детьми мы устроили на участке «полосу препятствий», т. е. установили самодельный инвентарь для перепрыгивания, перескакивания, пролезания, подползания и т. д. Эта игра принимает спортивный характер. А внесение пилоток, шлемов, бескозырок, фуражек и прочей атрибутики усиливает желание продолжать игру и дает возможность детям почувствовать себя сильными, ловкими защитниками Отечества.
Таким образом, были сделаны следующие выводы:
1. Дети имеют дифференцированные представления семье, традициях семейных праздников, родном крае, Российской Федерации;
2. Проявляют интерес к истории Российской армии, чувство гордости за ее достижения, за своих соотечественников – героев.
3. У воспитанников развиты чувства принадлежности к мировому сообществу, русскому народу.
4. У детей развито желание быть волевым, целенаправленным, организованным и ответственным.
Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок, должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Эмоции, связанные с представлением, возникают на основе механизма эмоционального предвосхищения. Еще до того, как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.
Именно через такие игры у детей дошкольного возраста формируется любовь к Родине, а забота о близких и их защита в последствии перерастает в потребность защищать свою страну.