Вардуш Давтян
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность всегда занимала особое место в процессе воспитания детей, особенно в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В наше время, когда вопрос воспитания подрастающего поколения становится всё более актуальным, необходимо понимать, как именно театр может способствовать формированию нравственных и патриотических качеств у детей дошкольного возраста.
Известный педагог и литературовед Л. С. Выготский подчеркивал важность использования различных видов искусства, включая театр, в развитии ребенка, указывая, что "искусство - это мощный инструмент не только интеллектуального, но и нравственного, эмоционального воспитания". Благодаря своей уникальной природе, театральное искусство позволяет детям не только развивать воображение и творческие способности, но и погружаться в мир моральных понятий и патриотических идей.
Театрализованная деятельность в дошкольных учреждениях способствует осознанию детьми традиционных ценностей и норм поведения через сюжет, персонажей и драматические события. При помощи театра дети могут учиться чувствовать истинную эмпатию, ведь, как писал Аристотель, "театральное представление - это не только досуг, но и способ научить зрителей сопереживать".
Одним из важнейших аспектов театральной деятельности является возможность формулирования и интерпретации нравственных ситуаций. В театральной игре дети могут становиться героями, противостоять злодеям и решать сложные задачи, отражающие реальную жизнь. Так, Д. Б. Эльконин обращал внимание на то, что "игра, и особенно театрализованная, помогает ребенку прожить множество жизней, каждый раз получая новый опыт понимания мира и самого себя". Примеряя на себя роли различных персонажей, дети учатся чувствовать ответственность и важность морального выбора.
Театр способствует формированию у детей чувства коллективизма и ответственности перед окружающими. Участие в подготовке спектакля учит работать в группе, слаженно взаимодействовать с другими участниками и учитывать мнения и интересы коллег. С. Смирнов утверждал, что "успех театральной постановки зависит от всех участников, и каждый ребенок ощущает свою значимость в коллективе". Это позволяет детям постепенно осознавать важность сотрудничества и взаимопомощи – ключевых элементом патриотического воспитания.
Кроме того, развитие патриотических чувств у дошкольников происходит через осознание ими культурного наследия и национальной идентичности. Постановки русских народных сказок, исторических сюжетов, патриотических пьес позволяют детям ощутить себя частью большой и значимой истории. Как отмечает педагог Н. А. Ветлугина, "при правильной организации театрализованная игра может стать мощным средством народного воспитания, формируя уважение к отечественным традициям".
Театрализованная деятельность также важна для развития языка и речи. Дети, принимая участие в постановке, учатся ясно и четко выражать свои мысли, развивают навыки выразительного чтения и ораторского мастерства. В процессе подготовки к спектаклю воспитатели и педагоги могут вводить различные элементы обучения, такие как обсуждение моральных дилемм, знакомство с героическими историческими личностями и изучение фрагментов литературы, отражающих патриотическую тему.
Здесь важно отметить роль воспитателя, который должен уметь направлять творческую активность детей в нужное русло. Педагог М. И. Сметанина подчеркивает, что "воспитатель, как режиссер постановки, должен уметь создать атмосферу, в которой каждый ребенок почувствует себя необходимым, поймет значимость своего участия". Это требует от педагогов не только профессиональных навыков, но и чуткости, способности увидеть в каждом ребенке его индивидуальные способности и помочь их развить.
Важно понимать, что в театральной деятельности нравственно-патриотическое воспитание должно быть неотрывно связано с личным примером и окружающей средой. Таким образом, зарождаются и формируются патриотические чувства, гордость за свою страну и народ, любовь к родной природе и культуре. В. В. Быков отмечал, что "формирование патриотизма невозможно без опоры на реальные примеры и образы, которые ребенок воспринимает как часть своей жизни".
Педагогический опыт работы в роли воспитателя часто сравнивается с завораживающим и магическим процессом создания театрального представления. Этот опыт сочетает в себе искусство, терпение, любовь и огромное желание передать детям самые важные и светлые истины жизни. Работая в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников через театрализованную деятельность, воспитатель стремится использовать богатейшее наследие русской культуры и литературы, чтобы развить у детей чувство патриотизма, духовности и морали. При этом российские сказки обретают особое значение как мощный инструмент, пробуждающий в детских сердцах любовь к родной земле и её традициям.
Каждое утро в детском саду начинается с того, что воспитатель вместе с детьми погружается в удивительный мир русских сказок. Они становятся героями "Колобка", "Репки", "Гуси-лебеди" и "Иванушки-дурачка". Эти произведения учат доброте, смелости, честности и справедливости - тем качествам, которые так важны для формирования нравственной личности. Важно, чтобы дети не просто слушали сказки, а участвовали в них, представляли себя героями, проживали все приключения, совершая свои маленькие поступки как большие герои.
Театрализация этих произведений - метод, который позволяет наиболее глубоко прочувствовать и пережить историю, понять её смысл и мораль. Дети с удовольствием надевают костюмы, перевоплощаясь в лисичку из "Колобка" или кота из "Кота в сапогах". Процесс подготовки к спектаклю включает в себя не только репетиции, но и глубокую работу над пониманием чувств и мотивов персонажей, что помогает детям научиться сопереживанию и развивает эмпатию.
Одно из направлений работы - изучение и постановка русских народных сказок, отражающих древнерусские традиции и образ жизни. В таких произведениях, как "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Морозко", и "Снегурочка", дети узнают о старинных обрядах и обретают представление о культурных особенностях русского народа. Через театрализацию этих сказок у детей формируется чувство гордости за свою страну, её культурное наследие и многообразие.
Реализуя проект "Сказочный театр", воспитатель стремится создать среду, в которой дети могут проявить свои творческие способности, развивать воображение, стремление к самовыражению. Вместе с тем, через коллективную работу над спектаклем, у детей формируются коммуникативные навыки и умение работать в команде, которые являются неотъемлемой частью социальной адаптации.
Важно отметить и то, как сказки содействуют формированию у детей чувства справедливости. Например, в процессе работы над постановкой "Золотой Рыбки" дети учатся анализировать поступки героев, понимают, что жадность и неблагодарность не приводят к хорошему, в то время как честный и добросердечный человек всегда получает награду.
Ещё одним важным аспектом работы является развитие у детей интереса к театральному искусству как способу самовыражения и передачи культурных ценностей. Погружаясь в волшебный мир сцены, ребёнок учится воспринимать мир глазами творческого человека, что способствует его внутреннему росту и развитию.
Сказки, такие как "Василиса Премудрая" и "Царевна-Лягушка", учат детей вере в свои силы, показывая наглядные примеры того, как смекалка и доброта помогают преодолевать трудности. Эти истории вдохновляют детей на творческие подвиги и формирование созидательной активности, что является важным элементом патриотического воспитания.
Постановка театральных спектаклей по сказкам способствует также развитию речи и артистичности, улучшению памяти и внимания. Дети учатся выстраивать логические цепочки, развивая тем самым аналитическое мышление и способность к рефлексии. Это очень важно для формирования личности, способной к самопознанию и саморазвитию.
Каждый театральный проект завершается праздником, на который приглашаются родители, бабушки и дедушки, ведь семейные традиции и преемственность поколений тоже играют немаловажную роль в патриотическом воспитании. Такое взаимодействие с семьей укрепляет связь воспитательного процесса и домашнего уклада, делая его более личностным и эффективным.
Воспитатель, работая с детьми, сочетает в себе множество ролей - учителя, наставника, режиссера и актера. Это требует определённой гибкости, способности находить общий язык с каждым ребёнком, учитывать его индивидуальные особенности и потребности. Однако самое главное в этой профессии - огромное желание передать детям свою любовь к родной культуре и стране, сформировать у них светлые человеческие качества, которые станут основой их будущей взрослой жизни.
Таким образом, театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников является мощным инструментом, который обеспечивает целостное развитие личности ребенка. Она создает условия для формирования у детей чувства национальной гордости, нравственной ответственности и уважения к культурным ценностям своего народа. Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях – это важный шаг на пути к воспитанию гармонично развитого подрастающего поколения.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Психология искусства. Москва: Искусство, 1965.
2. Аристотель. Политика. Москва: Мысль, 2006.
3. Эльконин Д. Б. Психология игры. Москва: Педагогика, 1978.
4. Смирнов С. Театральные заметки. Москва: Знание, 1985.
5. Ветлугина Н. А. Народное воспитание и дети. Вопросы педагогики, 1991.
6. Сметанина М. И. Роль педагога в театрализованной деятельности. Педагогика, 2003.
7. Быков В. В. Патриотическое воспитание в школе и дома. Образование и общество, 1999.