Гульнара Сулейманова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам народной культуры и традиции
▼ Скачать + Заказать документы
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Формирование этнического мировоззрения надо начинать с самого маленького возраста, чтобы ребенок с молоком матери впитывал любовь к своему народу, гордость за свою Родину. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
СЛАЙД 2
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам народной культуры и традиции» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Наш детский сад занимается темой национального компонента в образовательном процессе более пятнадцати лет. Прошли разные этапы в обогащении содержания материала, и попытались собрать основные мысли.
Идея: через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях.
Замысел: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
СЛАЙД №3
Цель: объединить усилия семьи и ДОУ, окружающего социума по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Задачи проекта:
• Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.
• Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала;
• Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, казахов, русских;
• Приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала;
• Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
СЛАЙД №4
Первоначальная работа начиналась с создания условий.
Создание условий в ДОУ:
- Оборудование национального уголка в ДОУ;
- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
- Приобретение и создание необходимого дидактического материала;
- Создание игротеки разных народов;
- Обеспечение условий для развития толерантности;
- Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.
СЛАЙД №5
Жители посёлка приносили старинные вещи, бешик, книги, журналы, ткани, подушки, курпешки… Первые книги, приобретённые в национальном культурном татарском центре. Некоторые книги привезла из Казани Гуля Саидовна. Первая совместная работа детей и воспитателя – нац. ковёр. Результаты первых занятий по ручному труду – аппликация (пиала, ичиги, фартук). Библиотека – первый помощник в подборе материала для ознакомления с историей народов Южного Урала.
СЛАЙД №6
Первые нац. посиделки. Уголок в группе.
СЛАЙД №7
Дальше вышли на уровень поселка. Бабушки, тетушки приходили с песнями, стихами и национальными поговорками на первые посиделки.
Совместные праздники с жителями посёлка. Костюмы, изготовленные руками родителей (мальчики, девочки).
СЛАЙД №8
Когда детей стало больше, места стало меньше. Переместили нац. уголок в отдельную комнату.
Уголок в отд. комнате. Внутреннее убранство татарского дома – совместная работа.
СЛАЙДЫ 9
Уже собранный материал можно было систематизировать в 5 областей.
Многонациональный Урал.
• 1. Познакомить детей с историей заселения Урала.
• 2. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.
• 3. Воспитывать любовь к малой Родине – Уральскому краю.
СЛАЙД№10
«Коренные жители Урала»
• 1. Закрепить знания детей о том, что на Урале живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские, казахи, украинцы, чуваши …
• 2. Познакомить детей с историей башкирского, татарского, русского народа : место проживания на Урале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство).
• 3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей.
СЛАЙД№11
«Традиционные народные жилища на Южном Урале»
• 1. Формировать знания детей о башкирском, татарском, русском народе, познакомить с особенностями жилища:
устройство жилища;
особенности интерьера ( две половины: мужская, женская);
специфическое оформление жилища.
• 2. Закрепить знания об особенностях башкирского, татарского, русского орнамента, его цветового решения.
• 3. Развивать инициативу, самостоятельность.
• 4. Развивать эстетические чувства: желание вносить красоту в окружающий мир.
СЛАЙД№12
«Народные костюмы Южного Урала»
• 1. Познакомить детей с особенностями национальной одежды.
• 2. Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита.
• 3. Закреплять знания о семантике мотивов башкирских, татарских, русских узоров.
• 4. Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям башкирского. татарского, русского народа.
СЛАЙД №13
В какой-то период старались вводить в меню нац. блюдо. Сами разрабатывали технологические карты. На полдник пекли эчпэчмак, кыстэбы, куймак…
«Национальная кухня народов Южного Урала»
• 1. Познакомить детей с традициями гостеприимства башкирской, татарской, русской семьи.
• 2. Расширить знания об особенностях национальной кухни.
• 3. Воспитывать внимание, интерес детей к традициям башкирского, татарского, русского народа.
СЛАЙД №14
• Результатом многолетних трудов в данной работе можно скомпоновать так:
• для детей:
• 1. Фотоальбом «История ДОУ»;
• 2. Мини-музей национальной культуры;
• 3. Развлечения «Сабантуй», «Карга боткасы»…
• 4. Развлечение «Солнышко всем одинаково светит»…
• для педагогов:
1. Конспекты по темам; праздники;
2. Разнообразная литература для работы с детьми;
3. Картотеки национальных игр, считалок, потешек, песен, танцевальных движений.
• для родителей:
• 1. Совместное обсуждение сценариев;
• 2. Подготовка выставок народного творчества;
• 3. Участие родителей в изготовлении детских национальных костюмов, подушек, курпе;
• 4. Участие в развлечениях «Национальные посиделки».
СЛАЙД №15
Нац. компонент прослеживается во многих мероприятиях. Встреча ветеранов войны, труда, гости района, совместные праздники со школой, традиционные нац. праздник Навруз, Корга боткасе, Ураза, Курбан Байрам.
Небольшой экскурс по важным для ДОУ мероприятиям по нац. компоненту.
Шурале- участие родителя в национальном празднике.
Грант 150000, на эти деньги приобрели мебель, компьютер, ст. машину, телевизор и другие принадлежности.
СЛАЙД№27
Переодически приносят нац. газеты. Перед новым годом вот из газеты такая новость. Резиденция татарского деда мороза Кыш Бабая теперь в п. Яна Кырлай.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Формирование этнического мировоззрения надо начинать с самого маленького возраста, чтобы ребенок с молоком матери впитывал любовь к своему народу, гордость за свою Родину. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
СЛАЙД 2
Наш детский сад занимается темой национального компонента в образовательном процессе более пятнадцати лет. Прошли разные этапы в обогащении содержания материала, и попытались собрать основные мысли.
Идея: через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях.
Замысел: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
СЛАЙД №3
Цель: объединить усилия семьи и ДОУ, окружающего социума по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Задачи проекта:
• Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.
• Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала;
• Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, казахов, русских;
• Приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала;
• Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
СЛАЙД №4
Первоначальная работа начиналась с создания условий.
Создание условий в ДОУ:
- Оборудование национального уголка в ДОУ;
- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
- Приобретение и создание необходимого дидактического материала;
- Создание игротеки разных народов;
- Обеспечение условий для развития толерантности;
- Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.
СЛАЙД №5
Жители посёлка приносили старинные вещи, бешик, книги, журналы, ткани, подушки, курпешки… Первые книги, приобретённые в национальном культурном татарском центре. Некоторые книги привезла из Казани Гуля Саидовна. Первая совместная работа детей и воспитателя – нац. ковёр. Результаты первых занятий по ручному труду – аппликация (пиала, ичиги, фартук). Библиотека – первый помощник в подборе материала для ознакомления с историей народов Южного Урала.
СЛАЙД №6
Первые нац. посиделки. Уголок в группе.
СЛАЙД №7
Дальше вышли на уровень поселка. Бабушки, тетушки приходили с песнями, стихами и национальными поговорками на первые посиделки.
Совместные праздники с жителями посёлка. Костюмы, изготовленные руками родителей (мальчики, девочки).
СЛАЙД №8
Когда детей стало больше, места стало меньше. Переместили нац. уголок в отдельную комнату.
Уголок в отд. комнате. Внутреннее убранство татарского дома – совместная работа.
СЛАЙДЫ 9
Уже собранный материал можно было систематизировать в 5 областей.
Многонациональный Урал.
• 1. Познакомить детей с историей заселения Урала.
• 2. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.
• 3. Воспитывать любовь к малой Родине – Уральскому краю.
СЛАЙД№10
«Коренные жители Урала»
• 1. Закрепить знания детей о том, что на Урале живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские, казахи, украинцы, чуваши …
• 2. Познакомить детей с историей башкирского, татарского, русского народа : место проживания на Урале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство).
• 3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей.
СЛАЙД№11
«Традиционные народные жилища на Южном Урале»
• 1. Формировать знания детей о башкирском, татарском, русском народе, познакомить с особенностями жилища:
устройство жилища;
особенности интерьера ( две половины: мужская, женская);
специфическое оформление жилища.
• 2. Закрепить знания об особенностях башкирского, татарского, русского орнамента, его цветового решения.
• 3. Развивать инициативу, самостоятельность.
• 4. Развивать эстетические чувства: желание вносить красоту в окружающий мир.
СЛАЙД№12
«Народные костюмы Южного Урала»
• 1. Познакомить детей с особенностями национальной одежды.
• 2. Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита.
• 3. Закреплять знания о семантике мотивов башкирских, татарских, русских узоров.
• 4. Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям башкирского. татарского, русского народа.
СЛАЙД №13
В какой-то период старались вводить в меню нац. блюдо. Сами разрабатывали технологические карты. На полдник пекли эчпэчмак, кыстэбы, куймак…
«Национальная кухня народов Южного Урала»
• 1. Познакомить детей с традициями гостеприимства башкирской, татарской, русской семьи.
• 2. Расширить знания об особенностях национальной кухни.
• 3. Воспитывать внимание, интерес детей к традициям башкирского, татарского, русского народа.
СЛАЙД №14
• Результатом многолетних трудов в данной работе можно скомпоновать так:
• для детей:
• 1. Фотоальбом «История ДОУ»;
• 2. Мини-музей национальной культуры;
• 3. Развлечения «Сабантуй», «Карга боткасы»…
• 4. Развлечение «Солнышко всем одинаково светит»…
• для педагогов:
1. Конспекты по темам; праздники;
2. Разнообразная литература для работы с детьми;
3. Картотеки национальных игр, считалок, потешек, песен, танцевальных движений.
• для родителей:
• 1. Совместное обсуждение сценариев;
• 2. Подготовка выставок народного творчества;
• 3. Участие родителей в изготовлении детских национальных костюмов, подушек, курпе;
• 4. Участие в развлечениях «Национальные посиделки».
СЛАЙД №15
Нац. компонент прослеживается во многих мероприятиях. Встреча ветеранов войны, труда, гости района, совместные праздники со школой, традиционные нац. праздник Навруз, Корга боткасе, Ураза, Курбан Байрам.
Небольшой экскурс по важным для ДОУ мероприятиям по нац. компоненту.
Шурале- участие родителя в национальном празднике.
Грант 150000, на эти деньги приобрели мебель, компьютер, ст. машину, телевизор и другие принадлежности.
СЛАЙД№27
Переодически приносят нац. газеты. Перед новым годом вот из газеты такая новость. Резиденция татарского деда мороза Кыш Бабая теперь в п. Яна Кырлай.