Лилия Зиянгирова
Проект по нравствено-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Правозащитный образовательный проект
для детей 1-ой, 2-ой младшей и подготовительной к школе групп
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
Пояснительная записка
В последнее десятилетие нравственно-патриотическое воспитание переживает второе рождение.
Наше общество наконец-то осознало, что потеря главного ориентира - патриотизма, ведет к разрушению стержня государственности.
Публикация «Проект по нравствено-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
В общей системе воспитания граждан России патриотическое воспитание стало приоритетным, чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа.
Произошла переоценка многих традиционных представлений в области
патриотического воспитания. Изменения коснулись и дошкольного образования. В настоящее время сделаны первые шаги по выстраиванию системы нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становиться забавным и трогательным. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и к окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладывается именно в дошкольном возрасте. Также в этом время у детей формируется первые простейшие представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Проблема:
Отсутствие программ и технологий по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, недостаточное количество рекомендаций и методической литературы для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Актуальность:
Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи:
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
• Расширение представлений о малой Родине, о России, ее столице – городе Москве.
• Знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном.
• Расширение представлений о ценностях труда родителей и близких родственников, воспитание у детей уважения к труду взрослых.
Сроки реализация проекта :
Проект рассчитан на три полных учебных года, для детей 1-ой, 2-ой младшей группы (2 -4года, подготовительной к школе группе (6 – 7 лет).
Участники проекта :
• дети;
• педагоги;
• родители;
• музыкальный руководитель;
• специалисты ДОУ;
• библиотека;
• эколого-этнографический музей;
• ГИБДД.
• Туристический клуб «Альянс».
Формы и методы реализации проекта :
• диагностика (определение уровня знаний, умений и навыков детей);
• организованные формы обучения на занятиях;
• кружок «Ты да я да, мы с тобой»;
• консультации, рекомендации, памятки;
• анкетирования;
• родительские собрания;
• развлечения, праздники;
• встречи;
• просмотр мультипликационных фильмов;
• тематические недели;
• Дни открытых дверей;
• беседы;
• составление рассказов;
• рассматривание иллюстраций, фотографий, тематических альбомов;
• художественно-изобразительная деятельность;
• экскурсии;
• слушание песни о нашем городе Радужный, о Москве;
• сюжетно – отобразительные игры, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры;
• чтение художественной литературы;
• фольклорные праздники;
• театрализованные игры по русским народным сказкам;
• выставки детского рисунка;
Принципы реализации проекта :
1. Принцип «позитивного центризма» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
2. Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса.
3. Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимального учета его психологических особенностей, возможностей и интересов.
4. Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
5. Принцип деятельного подхода.
6. Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.
Предполагаемый результаты:
Дети должны знать:
1-ая младшая группа:
• Свое имя, свою фамилию.
• Должен узнавать членов своей семьи.
• Должен узнавать дом, в котором живет, детский сад, свою группу.
• Должны быть первоначальные представления о том кто работает в детском саду (доктор, младший воспитатель, что они делают.
2-ая младшая группа:
• Должен знать свое имя, свою фамилию, различия между детьми по признаку пола (мальчик, девочка). Знать имена мальчиков и девочек.
• Узнавать дом, квартиру в котором живет, детский сад, свою группу, своих воспитателей, няню.
• Должен испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
• Должен знать домашний адрес.
• Должен бережно относится к результатам труда взрослых, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу.
Подготовительная к школе группа:
• Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия.
• Свою нацию, русскую культуру, язык, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
• Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля.
Список литературы:
• Азбука общения /Л. М. Шипицина, Л. М. Защиринская. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
• Азбука права / Н. Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2008.
• Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина, Н. Л. Князева.
• Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет / Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
• Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В. Потапова. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
• Беседы о хорошем и плохом поведении / Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
• Всеобщая декларация прав человека / Права ребенка: Основные международные документы. – М., 1992.
• Декларация прав ребенка / Гуманитарная сфера и права человека: Сб. документов. Сост. В. А. Корнилов и др. – М., 1992.
• Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2001.
• Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада / Т. Н. Доронова, А. Е. Жичкина и др. – М. : Просвещение, 2006.
• Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка / Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина. – М. : АРКТИ, 2004.
• Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» / О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
• Конвенция о правах ребенка / Советская педагогика. – 1991. – №10.
• Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева.
• Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста / Н. В. Дурова.
• Права человека. Основные международные документы. – М., 1992.
• Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Айрис-пресс, 2006.
• Тематические дни и недели в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
• Уроки этикета и вежливости для детей / Е. Ф. Черенкова. – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2006.
• Формирование представлений о себе у старших дошкольников : игры-занятия / М. Н. Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2008.
• Экология для малышей / Е. В. Гончарова.
• Я – ребенок, и я имею право / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
• Я – Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру / Дошкольное воспитание. 1996, №1.
• Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет / О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : Просвещение, 2004.
• Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
• Правовое воспитание в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
• С чего начинается Родина? (разработки занятий и мероприятий) / авт. -сост. Л. А. Кондрыкинская. – Волгоград: Учитель, 2008.