Татьяна Киселева
Нравственно-патриотическое воспитание детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей второй младшей группы
Выполнила: воспитатель
Киселева Т. Ф
«…Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм…»
В. В. Путин
Актуальность темы
Дефицит знаний детей о родном городе, стране, русской культуре и традициях.
Равнодушие, недостаток сочувствия и сострадания.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей второй младшей группы» размещена в разделах
Задачи патриотического воспитания по ФГОС
- формирование нравственно-духовных особенностей личности;
формирование чувства гордости за свою нацию;
формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Принципы работы педагога
Принцип индивидуального подхода к детям;
•Принцип сотрудничества;
•Принцип интеграции;
•Принцип систематичности и последовательности; принцип доступности;
•Принцип сочетания разных видов деятельности;
•Принцип игровой подачи материала.
Средства патриотического воспитания
Деятельность детей (игровая, познавательная, трудовая, творческая, коммуникативная).
•Природа (живая и неживая).
•Окружающая обстановка - социум (эмоциональное благополучие, любовь окружающих взрослых и сверстников).
•Художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино).
Все эти средства взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга при работе по патриотическому воспитанию дошкольников.
Методы работы
Обустройство патриотических уголков в ДОУ;
• Целевые экскурсии (по достопримечательностям родного края, посещение музеев и создание мини-музеев;
• Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, выставки);
• Проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, песен, пословиц, поговорок, чтение сказок, просмотр фильмов, передач, слайдов, прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);
• Беседы о родном городе, стране, её истории;
• Наблюдение за изменениями в облике родного города, за трудом людей в детском саду и в городе; наблюдения на участке детского сада;
• Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
• Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
• Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;
• Участие детей в посильном общественно – полезном труде.
Весь материал по патриотическому воспитанию можно разбить на блоки:
1блок «Моя семья. Мой дом»
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольников. В ходе ознакомления детей с семьёй можно организовать сюжетно – ролевые игры:«Семья» - дети учатся заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. Играя в игру «Больница», ребята также учатся проявлять доброту, учатся культуре общения. В игре «Строители» ребята учатся трудиться в коллективе. В группе у нас есть все необходимые атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
2 блок «Мой детский сад».
Немалважное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, его территорией. Сначала я организовала знакомство детей со своей группой: с загадками, с различными заданиями. Придумали с детьми правила поведения в каждом помещении группы. Например: в групповой комнате (когда я ем, я глух и нем, в игровых зонах (поиграл – убери).
Большую роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная художественная литература: стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки»,А. Яковлев «Мама»;Дора Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К. Д. Ушинский «Петушок с семьей» и др. При чтении сказки «Доктор Айболит» К. Чуковского не только знакомила детей с трудом врачей, а в первую очередь обращала их внимание на такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе», акцент делала на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировала основы здорового образа жизни. Играя в сказку «Репка», помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.
Вместе с детьми играем в дидактические игры: «Чей малыш», «Назови ласково», «Мамины помощники», «Собери картинку».С большим удовольствием с ребятами играли в такие игры: «Салочки- догонялочки», «Лохматый пес»,«Лиса и гуси», «Воробушки и автомобиль». Провела беседы «Моя семья», «Кто Я?».
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности.
3блок «Мой родной город»
Работа по воспитанию любви к родному городу можно начать с бесед, в ходе которых были выявлены имеющиеся знания детей о родном городе. Продемонстрировать детям альбом с фотографиями родного города, где дети узнают знакомые здания. Пройтись по улице, где расположен детский сад, объяснить, что у каждой улице есть свое название, а у каждого дома - свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома.
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий.
Заключение
Систематическая работа позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления. Созданные условия позволяют растить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, гордящимися свой Родиной, страной, своим городом, в котором он живет.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.»
С. Михалков