Светлана Салимгариева
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
К. Паустовский
Методический паспорт проекта.
Название: нравственно - патриотическое воспитание детей младшего возраста.
Состав: дети, родители, педагоги.
Тип проекта: информационно-творческий.
Сроки: долгосрочный октябрь 2013г. – октябрь 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству.
Патриотизм — это особая направленность поведения граждан, заключающаяся в служении Отечеству. Деятельностная сторона патриотизма является определяющей, так как именно она способна преобразовать чувства в конкретные для государства дела и поступки. Патриотизм - цементирующая основа существования и развития любого государства.
Патриотизм, как говорится в Концепции патриотического воспитания, всегда был наиболее яркой чертой русского характера, которому присущи: гуманизм, законопослушание, веротерпимость, коллективизм, любовь к родной природе. Быть патриотом, значит ощущать себя неотъемлемой частью общества.
Цель проекта
Формирование у дошкольников патриотических чувств и гражданской принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной социальной ценности; помощь каждому ребёнку в благотворительном вхождении в современный мир.
Задачи
Расширить знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, стране.
Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни формировать бережное отношение к природе и ко всему живому.
Развивать коммуникативные навыки.
Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.
Воспитывать у дошкольников эмоционально - положительное отношение к местам, где они родились и живут, к родном дому, семье, улице, городу, стране.
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это широкий контекст социально-личностного развития.
Одним из основных средств духовно-нравственного и патриотического развития является создание такой образовательной среды, которая позволит осуществить полноценное развитие и приобщить ребёнка к общечеловеческим ценностям.
Работая с детьми дошкольного возраста, я, к сожалению, наблюдаю, что даже в этом возрасте дети не проявляют должного интереса к своей Родине. А ведь чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину - значит знать ее, прежде всего свою малую Родину.
Принципы обучения
В нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста надо помнить :
• Давать детям материал нужно с учетом принципа от более близкого ребёнку к менее близкому.
• Приобщать детей к культуре, истории природе родного города.
• Необходимо привлекать детей к участию к праздникам, чтобы они проникались общей радостью и весельем.
Поэтому при выстраивании педагогического процесса в работе с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию я учитываю следующие принципы:
Принцип целесообразности заключается в отборе знаний наиболее актуально для ребёнка данного возраста.
Принцип интегративности, который учитывает сотрудничество с семьёй, музеем, библиотекой, событиями в стране, базовой программой дошкольного образования.
Принцип историзма реализующий путё м сохранения порядка описываемых событий сводящим к двум понятиям: прошлое (было давно, настоящее (наши дни).
Принцип гуманности он предполагает умение воспитателя встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноценного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, Родине.
Принцип дифференциации он заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в освоении знаний о семье, стране. Учитывать его психологические особенности, возможности, интересы.
Принцип доступности материал, предлагаемый воспитателем должен быть доступен и понятен детям, соответствовать возрасту.
Эти принципы взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.
Предполагаемые результаты
Эмоциональный отклик ребёнка на ту или иную информацию.
Активное сотрудничество педагогов с родителями при решении задач патриотического воспитания.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного города.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Распределение работы по этапам проекта.
1 этап - организационный.
Создание условий для реализации проекта.
Подбор иллюстративного и аудио-видео материала по теме.
Введение родителей в проект.
2 этап - исследовательский.
Знакомство с материалами проекта.
Поиск решения проблемы.
Организация работы через виды деятельности.
3 этап - заключительный.
Интегрированное занятие «Мой город»
Презентация проекта.
Объем и содержание работы 2 этапа.
Поставленные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию решались во всех видах деятельности:
- игровой;
- коммуникативной;
- трудовой;
- двигательной;
- познавательно-исследовательской;
- музыкально-художественной;
- в восприятии художественной литературы;
- продуктивной,
и проходили в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников.
НОД:
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование «Дома на нашей улице»
Аппликация «Наша улица», «В нашем городе построим большой дом»
Конструирование «Мой дом»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Познание «Моя малая Родина», «Мой дом – моя крепость»
ОО «Речевое развитие»
Составление рассказа по теме «Дом, в котором я живу»
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Беседы, способствующие воспитанию гордости за свою малую Родину:
«Имя нашего города»; «Моя родная улица»; «Памятники нашего города».
Дидактические игры: «Моя семья», «Узнай по описанию», «Я знаю пять ….», «Уроки доброты», «Права ребенка», «Профессии» - способствовали активности и любознательности детей, развитию речи и других психических процессов.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки – матери», «Путешествие по городу», «Магазин сувениров», «Военные» и др.
Чтение художественной литературы: «Гуси – лебеди», «Веретено», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка - Хаврошечка», пословицы, поговорки, потешки, заклички.
Рассматривание буклетов, иллюстраций, открыток, фотографий, альбомов о городе и стране способствовали эмоциональному восприятию информации.
Семейные экскурсии: музеи города; центральные улицы и площади родного города;
памятные места; городские парки и места отдыха.
Создание мини – музея: «Деревенская изба».
Акции: «Покормим птиц», «Марафон добрых дел» оказали большое влияние на формирование бережного отношения к природе и ко всему живому, развитие желания сохранять и приумножать богатство родного края, сплочение детского коллектива, а также укрепление детско-родительских отношений.
Досуги и развлечения:
- спортивное развлечение «Наши папы»;
- праздники «День матери» и «8 марта».
Эти мероприятия воспитывают любовь и уважение к своим родителям, способствуют созданию семейных традиций.
3 этап – заключительный.
Итогом проекта послужило открытое занятие для педагогов детского сада на тему «Мой город», где дети закрепили ранее полученные знания. На занятии был представлен фильм «Моя малая Родина», в котором дети без труда узнавали знакомые места микрорайона.
Демонстрация презентации проекта «Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего возраста» для родителей, детей и педагогов Детского сада.
Работа с родителями.
В родительский уголок выкладывался информационный материал, памятки.
Проводились консультации:
«Мой город – капелька России»
«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Привлекали родителей в познавательную, творческую, двигательную деятельность:
- фотовыставка «Мои любимые места отдыха в Каменске-Уральском»;
- мини-музей «Деревенская изба»;
- изготовление макетов зданий.
Укреплению детско-родительских отношений способствовали и различные досуги:
- праздники «День матери» с чаепитием,
- Весенний праздник «8 марта»,
- спортивное развлечение «Наши папы».
Анализ работа.
Сама деятельность и ее результаты носили эмоционально – положительную окраску. Участие в проекте способствовало формированию у дошкольников положительной направленности поведения в Детском саду и общественных местах, сплочению детей и родителей.
Хочется надеяться, что такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут приумножаться с каждым годом и сопровождать воспитанников всю жизнь.
Перспектива на будущее.
Провести цикл мероприятий, посвященных Дню Победы.
Принять активное участие в организации мини – музея «Наши деды (прадеды) – славные победы»
Совместными усилиями оформить альбомы «Ордена и медали ВОВ», «Памятники героям».
Собрать мини – коллекцию «Музыка военных лет».
Организовать мини – библиотеку «Рассказы, повести, стихи ВОВ».
Проводить ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
- Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
- Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
- «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
Заключение
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить свою историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста. То, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общался маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.