Лилия Ахмерова
Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Публикация «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в детях, заложить основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям– вот главные идеи воспитания патриотических чувств у дошкольников.
Патриотическое воспитание неразрывно связанно с нравственным. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач ДОУ, поскольку патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должно носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника, осуществятся в интеграции всех образовательных областей. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Музыкальный руководитель работает в тесном контакте с воспитателями. Воспитательно-образовательный процесс в группах строится на основе комплексно-тематического плана. Итоговыми мероприятиями большинства тем являются музыкальные развлечения и праздники. Воспитатели используют музыкальные тематические подборки для самостоятельного слушания детям и для организации совместной деятельности. Мы вместе решаем, какую музыку использовать в нашей интегрированной образовательной деятельности, как ее лучше преподнести. Раскрываем перед детьми красоту музыкальных произведений так, чтобы эти произведения стали для них знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Нравственно-патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, близкими, сотрудниками ДОУ.
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. В своей работе использую русские народные песни, танцы, игры и хороводы. Дети их любят и с удовольствием участвуют в них например, в младшмх группах «Котя, котенька-коток», «Зайчик, ты, зайчик», «Солнышко», «Дождик», «Идёт коза рогатая», со старшими детьми: «Пошла млада за водой», «Во-кузнице», «А кто у нас гость большой?», «Заболела Дунина головка», «При долине». дети радуются их весёлым, жизнерадостным характерам. Показывая и обыгрывая эти песни.
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В моей фонотеке есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «народные инструменты», «народные песни и танцы».
В нашем детском саду проводятся развлечения в народном стиле. «Праздник русского платка», «Посиделки» и др. Мы знакомим детей с народными праздниками и обрядами – Масленица, Пасха и т. д. При подготовки к ним дети знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей, здесь все участники.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально - ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.
Одним из средств нравственно-патриотического воспитания является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар: ’Мама – солнышко моё’, ’Песня-обнималочка’, ’Помощники’, ’Дочки и сыночки’…. Все мы проводим праздник 8 марта, на котором также активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах: ’Кто быстрей обнимет маму’, ’Помоги маме’, ’Веселая уборка’, танцуют вместе с детьми ’Вальс с мамами’, ’Я твоя крошка’, ’Танец с мамами’’,играют в оркестре ’Оркестровые шутки’, ’Добрый мастер’, ’Оркестр с мамами’ _стучащие, звенящие: ложки, треугольник, румба, бубен, кастаньеты детские или любой другой набор.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, особенно мальчишками. Песни этой тематики легко запоминаются, они написаны в темпе марша, ’Будущий солдат’, ’Бравые солдаты’, ’Мальчишки’, ’Наша Родина сильна’, ’Будем в Армии служить’, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Праздник 23 февраля мы проводим ежегодно. Это всегда торжественное мероприятие, которое проводится в тесном контакте с инструктором по физкультуре. Она разучивает перестроения и подбирает игры и эстафеты. Мы с детьми исполняем песни на армейскую тематику. На празднике проводится много игр, в которых активное участие принимают папы.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим. При подборе музыкального репертуара учитываем не только возрастные критерии, необходимые для исполнения детьми, но и силу воздействия музыки, песен на чувства и настроение детей, на способность преобразования их нравственного и духовного мира. Дети поют песни о войне: ’Большой праздник’, ’Защитники страны’, ’Вечный огонь’, ’Песня мира’, ’Иван – значит русский’ ’Праздник Победы’, танцуют танцы ’Летите голуби’, Польки’…, смотрят видео ’Солдатская лампа’, ’Солдатская сказка’, ’Мир – кторорый нужен мне’.
Ежегодно проводится конкурс чтецов к Дню Победы, под руководством учителя-логопеда. Победителю и Призёры конкурса принимают участие в праздничном концерте для пожилых людей нашего микрорайона.
В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с родным городом, краем их прошлым и настоящим, природой. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. В детском саду создан уголок с символикой: флаг России, флаг нашей республики Хакасия, герб, что облегчает знакомство детей с символикой. И конечно знакомим с родным городом. … В репертуаре песни: ’Песня о Саяногорске’, о нашем детском саде ’Аленький цветочек’, ’Песня об Енисее’.
Хочется отметить, что много атрибутов создаётся к праздникам и развлечениям, шьются народные костюмы. В нашем саду сшили сарафаны, блузы и кокошники для девочек, а также косоворотки и картузы для мальчиков, есть солдатские, матросские костюмы военной тематики.
Воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе можно и нужно проводить на музыкальных занятиях знакомя детей с произведениями русских классиков, музыкальным фольклором и творчеством современных композиторов, пишущих для детей.
Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Классические произведения используются мной не только в качестве восприятия, но и инсценировках, ритмических движениях, импровизациях.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Безусловно, работа интересна, многогранна и очень важна.
Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!