Ирина Желонина
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы особое внимание уделяется социальному аспекту воспитания будущего гражданина. Актуальность темы определяется и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.».
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Использования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывает ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко - культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою Родину.
Становление человека, как гражданина, должно начинаться с его
малой Родины - родного города. Без знания истории невозможно
вырастить настоящего патриота. Любовь к большому надо начинать с малого: любви к родному городу, краю, к большой Родине.
Восприятие ребенком социальных действий основано на представлении об окружающем мире, которое формируется в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладении элементами культурного наследия.
Патриотизму научить нельзя, его надо воспитывать с раннего детства. Патриотизм требует у детей дошкольного возраста первоначальных знаний об истории нашей Родины, самобытной русской культуры, истории края, героико – военного прошлого нашей страны.
Родная культура, как и отец, и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он тесно связан с личной духовностью человека, его глубиной. В основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Воспитать нравственно- патриотические чувства у детей дошкольного возраста помогают разные виды искусства, в том числе и музыка. Она в большей степени, чем другие виды искусства, доступна ребенку.
Задачи нравственно – патриотического воспитания :
- формировать духовно – нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;
- формировать духовно – нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формировать духовно – нравственные отношения и чувства сопричастности к природе родного края;
- воспитывать чувства любви и уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Уровень представления о нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано педагогом, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда. Особое значение имеют разнообразные формы работы в этом направлении.
Для более эффективной работы необходимы следующие условия:
- тесное сотрудничество воспитателей детского сада с семьей, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей;
- насыщенность предметно - развивающей среды, ее положительный эмоциональный фон- все это должно быть полем для появления творчества, инициативы, самостоятельности;
- тесное сотрудничество педагогов с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, обеспечении родителей психолого - педагогической информацией, обучении родителей способам общения с ребенком, вовлечение родителей в педагогический процесс;
- подготовка педагогов к осуществлению процесса, формирование патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетенции и профессионального мастерства.
Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует
нравственному и патриотическому становлению человека.
Музыкальное искусство широко и глубоко охватывает самые разные стороны человека – воображение, чувства, мысль, волю.
Материализм в настоящее время все более продолжает довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям.
Отсюда острая необходимость в воспитании патриотизма
дошкольников, которое на основе отечественных произведений, р. н. п., сказок, прибауток будет воспитывать в молодом поколении такие качества, как доброту, открытость, достоинство, сотрудничество, благородство.
В работе по нравственно - патриотическому воспитанию большое значение имеют такие формы работы с детьми, как:
- подготовка и проведение праздников (традиционных, обрядовых, сюрпризных, тематических);
- проведение музыкальных занятий, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, где исполняются песни, рассказываются разные истории, сказки об интересных звуках, существующих в природе, окружающей музыке, жизни;
- знакомство детей с творчеством русских поэтов, композиторов (проведение бесед, концертов, поэтических вечеров).
Жизнь детей в детском саду должна быть интересной и увлекательной. С детьми проводятся такие праздники, как «День Победы», «День Защитника Отечества», «День Земли», «День Знаний», народный праздник «Масленица», тематические праздники.
Одной из важных задач нравственно- патриотического воспитания является формирование активного положительного отношения к славным защитникам Родины-воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, отвага, готовность совершать подвиги во имя Родины - эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми.
На праздниках используется разнообразный репертуар, соответствующий тематике праздника ( песни: «Морской капитан» Протасовой, «Песня о пограничнике» Богуславского, «Бравые солдаты» Филиппенко, «Мой прадедушка» Лыжовой, «Буденовец» Дубровина, песни военных лет, используются танцы с предметами – лентами, шарами, цветами.
Нравственно - патриотическое воспитание ребенка дошкольника - это прежде всего воспитание любви к Родине, к близким людям, воспитание любви и уважения к матери. Слово «Мама» - самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам, они читают им стихи, поют песни, готовят подарки. Чувства малышей отличаются простотой и непосредственностью.
Более сложные чувства у старших дошкольников - это и гордость за свою маму, нежность, любовь, ласковое спокойствие.
В нашем детском саду стало доброй традицией отмечать «День матери», где дети с большим удовольствием поют и танцуют для своих мам.
Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со свои народом, мы используем народные песни, игры, хороводы, яркие игрушки, предметы декоративно - прикладного искусства, народные муз. инструменты.
Систематически проводимая работа с воспитателями по обучению музыкально – ритмическим движениям, игре на муз. инструментах, пению не проходит бесследно. Воспитатели принимают активное участие во всех проводимых мероприятиях детского сада, с большим желанием и охотой поют, танцуют, выполняют роли.
Совместное решение задач нравственно - патриотического воспитания педагогов и родителей дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.