МААМ-картинки

Нравственно-патриотическая работа в ДОУ (2 фото)

Екатерина Померанцева
Нравственно-патриотическая работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственно-патриотическая работа в ДОУ

Нравственно-патриотическая работа в ДОУ

ведение.

Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.

Ф. Дзери

Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром в их богатстве, разнообразии и противоречивости.

Публикация «Нравственно-патриотическая работа в ДОУ» размещена в разделах

Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, во-вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада.

Цели и задачи.

Цель: рассмотрение теоретических вопросов по организации системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через организацию мини-музеев.

Задачи:

• Рассмотреть понятие нравственно-патриотического воспитания;

• Изучить теоретические основы музейной педагогики;

• Охарактеризовать особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении;

• Систематизировать и обобщить опыт работы по созданию мини-музея «Семейные коллекции» в средней дошкольной группе.

Значение музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Экскурсовод музея и педагог образовательного учреждения должны отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Познавать же окружающий мир ребенок начинает именно с «расшифровывания» для себя этого скрытого смысла вещей. Задача экскурсовода помочь ему в этой не простой и очень важной познавательной деятельности. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры, это непосредственно связано с формированием музейной культуры человека. Интерес к окружающему миру, к культуре, пробуждается у ребенка еще в раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье.

Музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С ее помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира.

Музейно-образовательная программа экскурсионной работы с детьми призвана раскрывать и развивать потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребенке с рождения; создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала; преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием детей, предлагать нетрадиционные формы работы, с элементами игры, поиска и совершенствования.

Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом.

Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.).

Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:

1. Подготовительный этап. В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап. Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.

3. Подведение итогов. Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

• выявление творческих способностей детей;

• расширение представлений о содержании музейной культуры;

• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

• создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Мини-музей «Семейные коллекции» в средней дошкольной группе МБДОУ №152».

Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и картины, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы, песни, но и сами читают стихи, рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют.

Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее, зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи, страны. Мини-музей в детском саду – первая ступенька приобщения ребенка к музейной педагогике, к выходу в большой мир музеев, которыми богата наша страна.

В мае 2013 года в дошкольной группе «Одуванчики» МБДОУ №152 был организован мини-музей «Семейные коллекции».

Цель: создание условий для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников через организацию мини-музеев.

Задачи:

• сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;

• расширить представления о содержании музейной культуры;

• создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;

• формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности;

• познакомить дошкольников с историей родной страны, своего края, русскими традициями и промыслами;

• развивать чувство гордости за достижения своей страны.

Заключение.

Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А. В. Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций.

Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине.

Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей, что подтверждает проведенный нами мониторинг.

Приложение 1.

Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание».

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

___

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

___

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

___

4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

___

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

___

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

___

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка, города Кемерово? Если не, то почему?

___

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2.

Рекомендации для родителей

«Как воспитать маленького патриота».

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

• Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

• Расширяйте собственный кругозор

• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

• Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Фото №1 Нравственно патриотическая работа в ДОУ
Публикации по теме:

Совместная работа с родителями и ДОУ «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» ориентирует нас, педагогов дошкольного образования, на общественный.

Инновационная работа воспитателя в ДОУ «Инновационные формы работы воспитателя в ДОУ» Вступление Модернизация системы образования влечёт за собой существенные и качественные.

Консультация для педагогов ДОУ «Нравственно-этическое воспитание ребенка посредством сказки» Войдя в новое тысячелетие, мир с новой силой заговорил о ненасилие, дружбе и сотрудничестве между народами, о культуре. И это совершенно.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников. Цель проводимой работы: организовать.

Оздоровительная работа в ДОУ. Консультация «Организация оздоровительного бега в ДОУ» Оздоровительная работа в ДОУ. Консультация для воспитателей по теме: «Организация оздоровительного бега». Скиба Людмила Анатольевна, инструктор.

Презентация «Красная книга Кемеровской области» Работа по нравственно — патриотическому воспитанию старших дошкольников. В современном обществе проблемы экологического воспитания очень актуальны, и им уделяют большое внимание. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Работа по патриотическому воспитанию в ДОУ Малая родина всё равно большая,. ведь она единственная. Ж. Ренуар Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и.

Работа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» .

Совместная работа ДОУ с родителями Совместная работа ДОУ с родителями. Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в ДОУУголок нравственно-патриотического воспитания в ДОУ Сегодня очень актуальны вопросы нравственного воспитания детей. В нашем детскому саду нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическая работа в ДОУ
Опубликовано: 29 сентября 2017 в 09:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическая работа в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Померанцева (УИ 674409) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД