Алла Родная
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.
Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед педагогами и оздоровительные задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Публикация «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ» размещена в разделах
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Может ли музыкальный руководитель на своих занятиях сохранять и укреплять здоровье своих воспитанников? Опираясь на свой опыт работы я могу сказать - безусловно да!
Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях:по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной; технологии Е. Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья», Т. Лобановой «развивающие игры, как здоровьесберегающая основа», В. В. Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата», Е. А. Алябьева «Коррекционные занятия», А. П. Зарина «Музыка и движения в коррекционной работе»
В своей работе я применяю такие элементы здоровьесберегающих технологий, как музыкотерапия, вокалотерапия, ритмотерапия, терапия творчеством, логоритмика, валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры.
Музыкотерапия - это метод основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние детей. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание. На своих занятиях я часто включаю детям такие звуки релаксации как шум ветра, звуки моря или дождя, шум леса или пение птиц, дети очень любят расслабиться под эти звуки и отдохнуть, а также после прослушивания они любят воображать и рассказывать, что они представили.
Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей моих воспитанников снижается.
Вокалотерапия- это правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивающих качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы, за счёт которых происходит массаж внутренних органов. Своё занятие я начинаю с песенок–распевок, это отличное начало любого музыкального занятия. Они позволяют активизировать внимание детей, задают позитивный эмоциональный настрой и дают возможность настроиться на позитивный лад.
Правильно подобранные звукосочетания являются лечебными звуками с позиции музыкотерапии в современной науки (звук а –лечит сердце, и –лечит глаза, уши, у-улучшает дыхание, ш-лечит –печень, с-лечит сердце и лёгкие). Поэтому часто на своих занятиях я использую пение этих звуков, в разном ритме, порядке и разной силой звука. Постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса. Крик и шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему. Например такие приветствия как «Доброе утро!», «Разотрём ладошки и здоровье сбережём». Не проходят занятия и без дыхательных и артикуляционных упражнений, которые позволяют подготовить голосовой аппарат и весь организм ребёнка к работе над песней. В процессе выполнения таких упражнений укрепляется здоровье ребёнка. Например, такие упражнения как «Нюхаем цветок», «Задуваем свечку», «Дуем на листочек». Артикуляционные упражнения мы выполняем под названием «Утро с котиком Музиком», здесь дети работают язычком и я показываю им карточки, чтобы они самостоятельно вспомнили, как выполняется упражнение. Когда мы исполняем попевки дети у меня никогда просто не сидят я даю им возможность и двигаться и петь - они могут показывать движения мелодии в распевки «Лесенки», в распевки «Андрей –воробей», они изображают клювик пальчиками и делают массаж ладошки, а в распевки «Качели» мы поём и показываем как мы качаемся, это даёт возможность детям подвигаться и более точно и правильно спеть высокие звуки.
Пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или про-износятся под музыку, с их помощью я развивают речь ребенка, двигательные качества. Игры повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединят пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры позволяют детям овладеть всеми выразительными средства-ми музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой, которыея применяю в соей практике, текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор.
Ритмотерапия- это музыкально-ритмические упражнения, чтобы на занятиях снять перегрузку, утомление, например – я применяю их после разучивания новой песни, я даю детям возможность подвигаться. Когда я разучиваю песенный репертуар, мы с детьми обязательно используем ритмопластику движения по тексту песни (солнышко встаёт, дует ветер, мы повесили игрушки). Такой подход помогает быстрее выучить текст и эффективно влияет на развитие эмоциональной речи детей.
Логоритмика –эта форма активного отдыха, короткое физическое упражнение или игра под музыку в конце занятия. Например, дети любят игру «Мышки», где мы произносим в едином ритме стихотворение про мышек, а затем дети под музыку бегут в свои норки.
Наряду с этим я изучила авторские технологии: О. Л. Киенко «Танцуем - играя» в объеме 72 часа, «Коммуникативные танцы-игры» в объеме 12 часов; по танцевально-игровой гимнастике. Эта система работы основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как:
-танцевально-ритмическая гимнастика;
-игроритмика;
-игрогимнастика;
-игротанец.
Использование данной здоровьесберегающей технологии позволяет мне совершенствовать психомоторные и творческие способности дошкольников, формировать двигательно-эмоциональную сферу детей. Обучение детей по этой технологии позволяет мне создавать необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья детей нашего детского сада, их физическому и умственному развитию.